Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности

Материалы » Роль мотивации достижения в развитиии личности » Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности

Страница 2

Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человеком собой, своей деятельностью, возникающими в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности. Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего , чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует. В результате такие люди часто оказываются не победителями, а побежденными, в целом – жизненными неудачниками. Именно в результате этого у людей, мотивированных на избегание неудач, как правило, занижена самооценка. Это приводит к развитию таких качеств в человеке, которые характеризуют его как слабого, неспособного что-либо преодолеть. Но при доминировании мотива избегания неудач встречаются и случаи завышенной самооценки. Это является предпосылкой развития таких качеств, как тщеславие, заносчивость, самомнение, иногда переходящее в наглость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре внимания вместе со своими переживаниями), эгоизм (забота преимущественно о своем личном благе). Тогда как мотивация достижения успеха, как способствующая формированию адекватной самооценки, развивает черты характера, абсолютно противоположные: скромность, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, чувство собственного достоинства [17].

Так как лица с заниженной самооценкой довольно неуверенны в себе, а лица с завышенной – боятся критики и не принимают ее, особенностью людей с неадекватной самооценкой является высокий уровень тревожности. Согласно Д. Аткинсону, «…в основе тенденции избегания лежит страх испытуемого перед возможной неудачей в предстоящей деятельности, и это переживание порождает определенный уровень тревожности, прямо коррелирующий с силой мотива избегания» [7; 22].

У высокотревожных людей ведущим является мотив избегания неудач, который определяет низкую работоспособность в стрессовых ситуациях и в условиях дефицита времени, данного на решение задачи, эмоционально острую реакцию на сообщение о неудачи, которое снижает стремление к действию, восприятие и оценку многих объективно безопасных ситуаций как несущих в себе угрозу. Частые неудачи в личном опыте могут привести даже к акцентуации характера.

У людей с ярко выраженной личностной тревожностью, возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего, когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и прилагать усилия к выполнению деятельности [12]. Впервые на это указал американский ученый, профессор психологии Пенсильванского университета М. Селигман. Это явление было названо комплексом «обученной беспомощности». Очень многое определяется тем, считает ли человек данную задачу вообще нерешаемой, или он полагает, что она не по силам только ему. Обученная беспомощность развивается, как правило, только в последнем случае. Более того, человек может даже признать, что задача имеет решение, но оно доступно только лицам, обладающим специальной подготовкой, на которую он не претендует. В принципе, такой внутренней установки достаточно, чтобы неудача не сказалась на всем дальнейшем поведении. Отнесение причин неудач вовнутрь – определяющая проявления обученной беспомощности. При этом человек может считать, что он терпит неудачу только здесь и сейчас. Но он может предполагать, что неудачи будут преследовать его в дальнейшем, причем не только в этой конкретной деятельности, но и в любой другой. Тогда проблема становится глобальной и очень сложно решаемой.

Таким образом, при исследовании учеными особенностей, способствующих и препятствующих появлению у людей чувства когнитивной беспомощности, было выявлено, что при сильно выраженной мотивации достижения успехов и уверенности в том, что многое зависит от самого действующего лица, чувство беспомощности, его отрицательные следствия возникают реже, чем при наличии мотивации избегания неудач и неуверенности. Более всего поддаются такому чувству люди, которые слишком поспешно и неоправданно часто объясняют свои неудачи отсутствием у них необходимых способностей и имеют заниженную самооценку. Поэтому эффективность человека практически во всех областях жизнедеятельности зависит от уровня актуализации мотива достижения успеха [16].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношение с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом о ...

Уровни и развитие специальных способностей
Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей [12, с. 154]: · репродуктивный · творческий Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое у ...

Мышление и творчество
Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru