Сущность процесса мотивации

Материалы » Роль мотивации достижения в развитиии личности » Сущность процесса мотивации

Страница 2

Что такое смыслообразующие мотивы? Здесь следует говорить о функции мотивов, которая, по словам А.Н. Леонтьева, раскрывается двояко. С одной стороны, мотивы – это нечто «объективное, что побуждает и направляет на себя деятельность, и в этом заключается побудительная функция мотивов» [9, лекция 45]. С другой же стороны, цели, на которые направлены действия субъекта, и содержание этих действий, приобретают особое значение для человека в зависимости от мотивов деятельности, включающей данные действия. В этом и заключается функция смыслообразования. Иначе говоря, это придание отдельным действиям, отдельным содержаниям этих действий личностного смысла. То есть не того, что собой данная цель, данное действие представляет объективно, а то, что они значат для субъекта. При этом побудителем деятельности является не сам предмет, а его значение для субъекта [9, лекция 47; 10].

По Леонтьеву А.Н. мотивы, выполняющие смыслообразующую функцию, являются ведущими в полимотивированной деятельности человека. Они занимают центральное положение, чаще проявляются в поведении и имеют большее значение для развития личности. Функцией побуждения в основном обладают второстепенные, или подчиненные, мотивы. Ведущие тоже побуждают, но прежде всего – образуют смысл.

Смыслообразующие мотивы относятся к внутренней мотивации человека, которая является наиболее эффективной. Она заключается в присвоении внешней мотивации, источником которой, по Леонтьеву А.Н., является внешний мир, предметная и, прежде всего, социальная среда. При присвоении мотивация становится внутренней, собственной для субъекта [8, глава 3.4]. Безусловно, внутренняя мотивация играет огромную роль в детерминации поведения человека, при этом, внешние и внутренние мотивы могут быть как актуальными, так и потенциальными, и способны переходить из одного состояния в другое. То есть, если мотив актуален, он личностно выбран и определяет реальные действия, будучи же потенциальным, он может действие организовать, определяет зону ближайшего развития личности и возможные варианты поведения человека.

Причины нашего поведения лежат как внутри нас (личностные особенности), так и вне, то есть, обусловлены ситуацией. Все, что в ситуации побуждает человека, имеет для него значение, называется стимулом. Но нельзя представить влияние ситуативных причин отдельно от субъективных. Это то же самое, что представить ситуацию без индивида и, наоборот, индивида без ситуации. Таким образом, поведение всегда рассматривается в контексте взаимодействия личности и ситуации.

Порой мы сталкиваемся с тем, что в определенной ситуации индивид действует иначе, чем большинство людей, или иначе, чем принято. Например, один из школьников усердно учится и в свободное от занятий время, когда другой является его полной противоположностью и его почти невозможно мотивировать к учению. Это свидетельствует об индивидуальных различиях. Обычно они прослеживаются во многих ситуациях, не являются единичными, поэтому можно говорить о их стабильности. В ситуациях, аналогичных примеру, личностное своеобразие заключается в разных ценностных диспозициях; их влияние заключается в усилении или ослаблении побуждения к обычным действиям или их полной замене какими-то другими действиями. В конечном счете, нестандартное поведение человека определяют количество ценностных диспозиций и их иерархия или степень выраженности. Такого рода ценностные диспозиции или предрасположенности, характерные для индивида, получили название «мотивов». Каждый из мотивов отличается присущим ему содержательным классом целей действия, который можно обобщенно описать как «достижение», «оказание помощи», «власть» или «агрессия».

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Промежуточная ступень гениальности - маттоиды
Маттоидами Чезаре Ломброзо называет разновидность, составляющую промежуточное звено, переходную ступень между гениальными безумцами, здоровыми людьми и собственно помешанными и обладающими при этом каким-либо исключительным умением. Это ...

Развитие личности под влиянием творчества
Преобразование личности после пробуждения творчества похоже на чудо и со стороны многим чудом и кажется. Говорят о пробуждении таланта. Талант же подчас представляют как что-то вроде дорогой старинной монеты, которая неожиданно попалась ч ...

Факторы, влияющие на профессиональный выбор
Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы [10]. Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, ко ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru