Тренинг эмоциональной саморегуляции как средство снижения уровня эмоционального выгорания

Материалы » Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей » Тренинг эмоциональной саморегуляции как средство снижения уровня эмоционального выгорания

Страница 1

Подробнее остановимся на теоретическом обосновании эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции. Следует отметить, что существуют естественные способы регуляции и собственно способы саморегуляции.

Рассмотрим естественные способы регуляции организма. Многие интуитивно используют их: это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, танцы, спорт, музыка и др. Но данные способы практически невозможно использовать на работе именно в тот момент, когда возникает напряженная ситуация. Но существуют способы регуляции психического и физического состояния, которые возможно применять во время работы сознательно. Чтобы овладеть способами саморегуляции, по мнению Л.М. Митиной, необходимо ответить на ряд вопросов:

- какими естественными способами регуляции владеет специалист,

- осознать данные способы,

- перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием,

- освоить способы саморегуляции.

Обратимся к определению понятия «саморегуляция». Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием [ 16].

Ряд авторов (Ю.Пахомов, М. Рубинштейн, А. Чебыкин и др.) утверждают, что при проектировании целей совершенствования сферы саморегуляции следует говорить об уровнях ее развития. Низкий уровень: специалист подстраивается под обстоятельства и групповые отношения, не сознает жизненных перспектив, не проявляет самокритичности. Средний уровень: в поведении и деятельности специалиста непоследовательно проявляются качества и признаки высокого, то есть самостоятельное поведение чередуется с бессознательным или осознанным приспособлением к окружающим. Высокий уровень: индивид по преимуществу сам организует свою жизнь и деятельность, руководствуется своими целями, перспективами, находит способы преодоления трудностей, занимается саморазвитием.

В настоящей работе мы не ставим цель диагностировать данные уровни у учителей. Но в целях развития и совершенствования сферы саморегуляции вслед за Митиной Л.М. будем считать мотивирующий компонент тренинговой работы важным, определяющим эффективность психокоррекционной работы.

Перечислим данные компоненты:

- мотивирующий: предполагает создание у участников мотивации на самопознание, обретение новых знаний, умений, навыков (рефлексии, педагогической наблюдательности, саморегуляции и т.д.),

- диагностический: каждый участник получает возможность объективировать свои особенности как субъекта педагогического взаимодействия,

- тренировочный (или инструментальный): обеспечивает развитие у участников определенных навыков. Например, навыков саморегуляции, интерпретации поведения других и др.

По мнению Митиной Л. М., все эти компоненты присутствуют при выполнении конкретного упражнения, направленного на развитие эмоциональной саморегуляции.

Чебыкин А. утверждает, что в результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),

- восстановление психических сил (ослабление проявлений утомления),

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Развитие речи в онтогенезе
Давно уже доказано, что ребенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только если подхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когда дети, выросшие среди животных, осваивали сигнальную систем ...

Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки
Исключительная профессиональная ответственность и социальная значимость правового оценивания и правовых оценок, которые реализует каждый юрист в своей профессиональной деятельности, обязывает искать и разрабатывать различные психотехники ...

Как сказать неправду, не раскрыв себя
Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас, поэтому наш язык телодвижений выдает нас с головой. Вот почему сразу заметно, когда лгут люди, редко говорящие неправду, независимо от то ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru