Психологические условия и характеристики заболеваний

Материалы » Психологические особенности работы медицинской сестры в школе интернат » Психологические условия и характеристики заболеваний

Страница 2

В этой связи можно выделить круг теорий, объясняющих механизмы влияния психики на телесные функции, которые можно условно разделить на ряд групп в соответствии с представлениями об основных воздействующих факторах. Так, в ранний период развития психосоматики возникла теория «личностного профиля» (1943), на которой основываются многие современные психосоматические исследования. Предполагалось, что люди, страдающие одной и той же болезнью, похожи по личностным особенностям, которые и ответственны за возникновение заболевания.

Однако теория «личностного профиля» разочаровала многих ученых: она не описала механизмов, осуществляющих влияние личностных черт на развитие болезни, тогда как именно эта задача всегда являлась одной из основных в психосоматике. Недостаток этой теории лежит прежде всего в утверждении фатальной предопределенности возникновения тех или иных заболеваний в связи с ее развитием. Другой недостаток в том, что соотнесение определенных качеств личности с заболеванием еще не говорит об их значимости для патогенеза последнего.

Значительно большее воздействие на психосоматику оказала теория «специфичности интрапсихического конфликта» Ф. Александера (1951). Он построил линейную модель развития психосоматических заболеваний, согласно фрейдовской модели невроза, когда первое звено в цепи – бессознательный интрапсихический конфликт. С помощью психоаналитической техники он идентифицировал такой конфликт для семи психосоматических заболеваний. Нозология заболевания зависит от вида интрапсихического конфликта, каждому из которых соответствуют строго определенные эмоциональные переживания. Все семь заболеваний были выделены в особую «психосоматическую» группу. По определению Александера, все они являются, с одной стороны, психосоматическими, а с другой – многопричинными. Он указал, что в этиопатогенезе каждой болезни значение имеет множество факторов, относительная доля которых в конкретном случае может варьировать. Психосоматика всего лишь добавляет к факторам физические травмы в детстве, во взрослом возрасте, эмоциональный климат в семье и личностные черты родителей и сиблингов, эмоциональные переживания во взрослой жизни к традиционно рассматривающимися в медицине.

В целом, несмотря на популярность описательных теорий, постепенно на смену им приходят «психофизиологические», основанные на данных систематических гипотез. Одна из наиболее известных теорий принадлежит Г. Вольфу, который считал, что специфичным в психосоматическом заболевании является реакция конкретного организма на стресс. Опираясь на идеи Г. Селье (1956), он утверждал, что каждому человеку свойствен специфический паттерн физиологических реакций в ответ на стрессовые воздействия, определенный наследственными факторами (1976). Необходимо отметить, что в отличие от Александера, Г. Вольф рассматривал психологические, физиологические, поведенческие изменения как сопутствующие друг другу реакции на стресс, который является следствием нарушения здорового образа жизни.

Круг работ, посвященный психосоматическим аспектам, значителен, но одновременно обнаруживается еще большее число нерешенных вопросов в рамках обсуждаемой проблемы. В частности, это касается зависимости общего состояния здоровья ребенка и течения болезни от психологического.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Конфликты в классном коллективе
Для классного коллектива характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта ...

Семейная ситуация развития девиантных подростков
Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции: 1. источник эмоциональной поддержки; 2. носитель властных полномочий и "распорядитель" жизненных благ; 3. при ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Конкретное содержание каждого из этих компонентов не является стабильным, оно ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru