Психологические особенности работы медицинской сестры в школе интернат

Материалы » Психологические особенности работы медицинской сестры в школе интернат

Проблема здоровья детей приобрела в последние десятилетия особое значение в силу определенных причин. Нестабильность современного семейного образа жизни, рост внебрачной рождаемости, увеличение разводов, рост смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказа от детей – все это приводит часто к ограничению права воспитываться в семье, которое зафиксировано в российском законодательстве. Кроме того, растет число неполных семей. Каждая пятая из них имеет детей. По статистическим данным, большинство неполных семей относится к малообеспеченным категориям граждан, которые не в состоянии содержать одного ребенка, а тем более нескольких. Свыше 600 тысяч детей в год остаются без одного из родителей в результате распада брака. Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, – всегда нежелательное и противоестественное явление. Не приходится сомневаться в том, что люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят собственные полноценные семейные отношения.

Приведенные выше причины неблагоприятно влияют на состояние здоровья детей. Так, установлено, что стресс – ситуации в жизни ребенка сочетаются с увеличением частоты обострений рецидивирующих хронических заболеваний.

В настоящей работе мы будем затрагивать проблемы, касающиеся психологических особенностей деятельности медицинской сестры в школе интернатного типа, так как данная тема достаточно мало изучена, хотя актуальность ее с каждым годом растет, – причины изложим ниже. Значительно больше внимания в научной литературе уделяется специфике работы социальных педагогов и психологов в детских домах и других закрытых воспитательных учреждениях. Среди авторов, не обошедших своим вниманием данную тему, можно назвать М.Ю. Кондратьева, Ю.Б Гиппенрейтер, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровину, В.И. Слуцкого, Т.И. Шульгу, Л.Я. Олиференко, М.В. Осорину. Вопросы, поднимаемые ими в своих статьях и монографиях, касаются особенности межличностных отношений в детских домах и школах интернатного типа, изучается самопринятие детей в закрытых учреждениях и семье, феномен общественной собственности и его влияние на личность воспитанников.

В последние годы из-за постоянного притока в школы-интернаты детей с очень сложными судьбами, что отражается на их эмоциональном состоянии, часто социально и педагогически запущенных, с множеством хронических и других заболеваний работа медицинской сестры требует больших душевных и физических сил, хорошей профессиональной и психологической подготовки. В связи с этим остановимся на описании тех аспектов проблемы, которые объясняют специфику функционирования данных школ.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод. Они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия. Преобладающее большинство воспитанников школ – интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Обычно, они находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребенка. Имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, условия общественного воспитания, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них социальный инфантилизм и коммуникативные проблемы.

В сложившихся ситуациях школы – интернаты выполняют не только образовательно-воспитательные функции, но и призваны способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию. Обеспечивается правовая, психологическая и медицинская защищенность детей и подростков. В этой деятельности заметную роль играет медицинская сестра учреждения интернатного типа, которая должна глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков, их личностной сфере, формировать у них новое, современное отношение к своему здоровью. А современный подход к здоровью предполагает следующее: обучение здоровому образу жизни, который основывается как на общих образовательных принципах, так и на медико-психологическом подкреплении поведения, способствующего сохранению здоровья.

Часто в качестве основных причин нездоровья указываются внешние факторы: медицина, экология, плохое питание и т.д. Хотя главная причина заключается в отсутствии целенаправленной деятельности человека по укреплению здоровья, основная составляющая которой – определенный образ жизни. Только индивидуальные сознательные усилия человека могут обеспечить повышение уровня его здоровья. Недаром известный врач-хирург Н.М. Амосов писал: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя» [1, с. 64]. На сознательном уровне необходимость вести здоровый образ жизни осознается практически всеми. Но за этим пониманием редко стоят реальные действия, связанные с реализацией здорового образа жизни, что объясняется нежеланием менять устоявшиеся привычки, стереотипы поведения.

Кардинально изменить положение вещей в этом направлении в рамках школы интернатного типа может целенаправленная работа медицинской сестры совместно с педагогом-психологом и учителями. Поэтому необходимо выработать специальные формы обучения здоровому образу жизни, позволяющие расширить представление о нем, сделать внешние знания внутренними потребностями. И начинать обучение необходимо в младших классах, что позволит на раннем этапе скорректировать индивидуальные мотивы для внедрения здорового образа жизни в повседневную действительность.

Еще по теме:

Мудрость Дао
Дао предлагает лечить (а лучше проводить профилактику заболеваний) лёгкие с помощью звука «сссссссссссс» при медленном выдыхании сквозь зубы и слегка разъединённые губы. Выполняется сидя на стуле с раздвинутыми ногами. На почки следует во ...

Социальные причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К социальным причинам вовлечения подростков в молодежные контркультуры можно отнести следующие факторы: 1.Потребность в принадлежности к группе. Известно, что в подростковом возрасте возникает потребность в принадлежности к какой-либо гр ...

Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирический психофизический параллелизм познание Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 168 ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru