Специфические особенности процесса социальной адаптации и игровой деятельности детей и ЗПР: основные моменты взаимозависимости

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Специфические особенности процесса социальной адаптации и игровой деятельности детей и ЗПР: основные моменты взаимозависимости

Страница 6

При этом мир отношений моделируется крайне поверхностно, примитивно, а зачастую просто неадекватно. Игровые правила в основном распространяются на моделируемый предметно-практический мир, а не на мир социальных отношений. Вероятно, внешняя логика реальных действий значительно больше доступна дошкольникам с ЗПР, чем логика социальных отношений, что обусловлено недостаточностью общения по линиям взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, и как одно из следствий этого, трудности в выделении, осмыслении, моделировании мира человеческих [24,32].

Именно так через рассмотрение особенностей игры и их проецирование на ход социальной адаптации, возможно наиболее полное и адекватное видение специфики вхождения ребенка с ЗПР в общество. Построение подобных параллелей между игрой и социумом вполне оправдано, т.к. исключительно через игру ребенок овладевает социальными нормами, ролями и отношениями, а потому процесс игры и процесс социальной адаптации есть две стороны одной медали, находящиеся в ситуации взаимопроникновения и взаимообуславливания; они есть одновременно и прпричина, и следствие друг друга.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены все необходимые теоретические вопросы в рамках темы исследования и указаны основания для построения практической работы. Последовательно были раскрыты особенности детей с задержкой психического развития, в контексте чего выявлена специфика процесса адаптации и параллельно игровой деятельности. Все это позволило сформулировать основные выводы:

- игра может и должна рассматриваться как отправная точка воздействия на процесс социального развития ребенка;

- несмотря на ряд негативных особенностей основные компоненты игры у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста уже сформированы, что и дает нам основание считать ее наиболее адекватным средством оптимизации социальной адаптации;

- процесс коррекционного воздействия будет наиболее эффективным, если установить между игрой и адаптацией причинно-следственные связи в обоих направлениях;

- основные моменты соприкосновения игры и адаптации могут быть соответственно попарно представлены следующим образом: несформированность высших форм игровой деятельности – несформированность основных конструктивных форм межличностного взаимодействия; обособленность во время игры на своем территориальном пространстве – предпочтение дистанционных отношений в социальном плане; сниженная активность и инициативность в области игрового поведения – низкий уровень активности в установлении социальных контактов, отсутствие избирательности во взаимодействии. Кроме того, отмечается затруднение в осознании игровой ситуации, а в рамках адаптации отсутствие вариативности способов взаимодействия и форм разрешения конфликтных ситуаций.

Авторитарный характер взаимоотношений в процессе игры, обусловленный выраженностью дефекта и разным уровнем сформированности всех сторон игры сопровождается в социальном плане яркой выраженностью стремления к лидерству, при отсутствии такового по причине корригирующего воздействия или из-за неумения выбора конструктивных форм взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Понятие атрибуции
Атрибуция (от англ. Attribution, что означает приписывание) - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Это основной способ «достраивания» непосредственно ...

Волевая готовность к школьному обучению
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими вн ...

Развитие личности дошкольника
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три - четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции. Вторая основывает ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru