Значение игровой деятельности для психического и социального развития ребенка: коррекционно-развивающий потенциал игры

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Значение игровой деятельности для психического и социального развития ребенка: коррекционно-развивающий потенциал игры

Страница 2

Можно предположить, что в случае деструкции нарушения межличностных отношений, например, в семье, или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками оптимальной формой для моделирования, исследования и ориентировки в этих отношениях будет являться ролевая игра, позволяющая объективировать эти отношения в материализованной форме в виде игровых действий и выполнения ролей, в форме, наиболее благоприятствующей разрешению проблемной ситуации, стоящей перед ребенком.

Объяснительным принципом генезиса и развития психологических новообразований в отечественной психологии выступает закон интериоризации, выступающей в виде закона развития высших психических функций у Л.С. Выготского и закона планомерно-поэтапного формирования у П.Я. Гальперина [3,10]. Психологическое содержание интериоризации составляет переход от внешних форм к внутренним через ряд последовательных преобразований. Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана. По мнению Л.С. Выготского, данный процесс представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов. С другой стороны, внутренний план действий возникает только там и тогда, где возникает необходимость ориентировки на действие другого человека, на результат этого действия в условиях совместной деятельности при наличии общей цели (Д.Б. Эльконин). Ролевая игра делает необходимой ориентировку ребенка одновременно в двух планах - реальном внешнем и смысловом внутреннем. Тем самым обеспечивается формирование у ребенка способности действовать во внутреннем плане, преодолевается связанность видимым полем, возрастает гибкость и эффективность деятельности и поведения ребенка. Переход в ролевой игре от развернутых внешних игровых действий и свернутой роли через сокращенные игровые действия и развернутую роль к развернутому правилу и скрытой роли обеспечивает поэтапную отработку действий ребенка, связанных с ролью и воплощаемыми в ней социальными отношениями, а тем самым и усвоение норм, регламентирующих эти отношения. Усвоение и интериоризация открываемых ребенком в процессе игровых действий норм, правил и ограничений, регулирующих социальные отношения, а также новых смыслов, значений, способов деятельности схем ориентировки в проблемной ситуации обеспечивает коррекционный эффект игры.

Концепция эмоционального развития ребенка, развиваемая в работах А.В. Запорожца помогает лучше понять психологическое значение вербализации чувств и переживаний ребенка, представляющей собой в соответствии с взглядами представителей гуманистически-ориентированного подхода в педагогике и психологии, решающее условие коррекционной работы. Согласно взглядам А.В. Запорожца, эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии со сложившимися у ребенка потребностями, но и в их формировании и развитии. В дошкольном возрасте происходит переход от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых ребенком действий. Игра является необыкновенно насыщенной, в эмоциональном отношении деятельностью, она объективирует чувства для ребенка, позволяет ему осознать их и через это осознание выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций, т.е. позволяет ориентироваться в ситуации, осуществлять адекватный выбор способа ее разрешения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, а возможно, и обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности.

Более того, игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилам в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перевода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребенком в соответствии с образцом и правилом, и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом становится доступным ребенку благодаря принятию на себя роли и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры. Качество произвольности, благодаря игре приобретают сенсомоторные функции (А.В. Запорожец), память (З.И. Истомина), поведение (З.В. Мануйленко)

Итак, в качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры можно выделить:

- моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях. Исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;

- изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;

- формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психологические особенности и качества дирижёрской деятельности
Деятельность дирижёра – одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. Кажущееся отсутствие трудностей, здесь, по словам Лео Гинзбурга, является источником величайших недоразумений [6, С.325]. «Проваливались», как дирижёры такие выдающи ...

Психологическая характеристика юношеского возраста
В юношеском возрасте активно развивается возможность независимых моральных суждений, которая обуславливает относительно независимое (по сравнению с более ранними периодами: детство, отрочество) формирование системы ценностей. Однако юноши ...

Возможности устранения супружеских конфликтов
В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу припод ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru