Предметная рефлексия

Материалы » Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростков » Предметная рефлексия

Понимание рефлексии в интеллектуальном аспекте - «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» - служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления и реализовать в возрастной и педагогической психологии.

Предметная рефлексия рассматривается в рамках интеллектуального аспекта. Это смыслы, значения, знания, представления, способы организации и действия по поводу предметного материала задачи[31].

Важным во всех приведенных выше дефинициях является то, что они в своей целокупности определяют многообразие содержаний, выступающих в качестве предметов, на которые может быть направлена рефлексия. Так, субъект может рефлексировать: а) знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия; б) представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков; в) свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности; г) знания об объекте и способы действия с ним [21].

Но формулируемые определения рефлексии исходят из различных методологических ориентаций, хотя все эти аспекты рефлексии могут быть представлены в целостном мыслительном процессе решения задачи, необходимо лишь договориться, уточнить определения (выработать свой категориальный аппарат) для рассматриваемого действия. Так, например, при коллективном поиске решения задачи мобилизуется такие рефлексивные механизмы, как личностный, предметный, коммуникативный и кооперация.

Рефлексия, взятая в разных аспектах, являет собой одну из основных составляющих самосознания, и культивирование ее, целенаправленное формирование способствует полноценному развитию личности.

Еще по теме:

Стратегия работы с лидерами
Работа с лидерами - последний шанс для разрешения конфликта, и действовать здесь следует безошибочно для того, что бы не упустить этот шанс. Для того, что бы позиции лидеров перестали быть противоположными, необходимо: а) что бы один из ...

Проблема выбора в условиях кризиса
Каким человеком и в какое общество возвращается человек из зоны боевых действий? Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Первая мировая война ознаменовала собой эпоху революций и коренной ломки мирового сообщества, после Второй мир ...

Процессы и виды памяти. Возрастная динамика в дошкольном возрасте
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru