Предметная рефлексия

Материалы » Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростков » Предметная рефлексия

Понимание рефлексии в интеллектуальном аспекте - «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» - служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления и реализовать в возрастной и педагогической психологии.

Предметная рефлексия рассматривается в рамках интеллектуального аспекта. Это смыслы, значения, знания, представления, способы организации и действия по поводу предметного материала задачи[31].

Важным во всех приведенных выше дефинициях является то, что они в своей целокупности определяют многообразие содержаний, выступающих в качестве предметов, на которые может быть направлена рефлексия. Так, субъект может рефлексировать: а) знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия; б) представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков; в) свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности; г) знания об объекте и способы действия с ним [21].

Но формулируемые определения рефлексии исходят из различных методологических ориентаций, хотя все эти аспекты рефлексии могут быть представлены в целостном мыслительном процессе решения задачи, необходимо лишь договориться, уточнить определения (выработать свой категориальный аппарат) для рассматриваемого действия. Так, например, при коллективном поиске решения задачи мобилизуется такие рефлексивные механизмы, как личностный, предметный, коммуникативный и кооперация.

Рефлексия, взятая в разных аспектах, являет собой одну из основных составляющих самосознания, и культивирование ее, целенаправленное формирование способствует полноценному развитию личности.

Еще по теме:

Вывод
Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности. Пожалуй, самый известный из его примеров – пример «развития» статуи, которой ...

Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных подростков обнаруживает изначальные нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера. Н. И. Озерецкий (193 ...

Работа социального педагога с семьей во время и после развода
Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и уст ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru