Психологическая характеристика юношеского возраста

Материалы » Исследование взаимосвязи агрессивности и самооценки юношей » Психологическая характеристика юношеского возраста

Страница 3

С одной стороны, жизненный план – результат обобщения и укрупнения частных целей, которые ставит перед собой личность, следствие интеграции и иерархизации ее мотивов вокруг устойчивого ядра ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, это итог конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно формируется более или менее реалистический, нацеленный на действительность план деятельности. Жизненный план связывается с системой целей, где конечная цель представляет собой как идеал, понимаемый как ценность.

Главная трудность юношеской рефлексии состоит в том, чтобы правильно совместить то, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Ближняя перспектива – это непосредственная сегодняшняя и завтрашняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива – долгосрочные жизненные планы, личные и общественные. Их совмещение дается молодому человеку не без труда. Молодежь любит помечтать об отдаленном будущем, но вместе с тем хочет быстрого получения осязаемых результатов, немедленного удовлетворения своих желаний. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего – один из главных показателей морально – психологической зрелости.

Самоопределение личности, согласно А. В. Петровскому – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Интенсивность процесса самоопределения в юности связана с потребностью занять внутреннюю позицию взрослого человека, актуализируемую в молодых людях окончанием школы, их невольной «обращенностью в будущее». Самоопределение предполагает фундаментальную внутреннюю перестройку личности. В общих чертах оно необходимо включает в себя оценку своего прошедшего (т.е. остающегося позади детства) и настоящего с учетом тех планов и целей, которые связываются с будущим, и рассмотрение будущего в его реальной связи с прошлым и настоящим.

В.Ф. Сафин и Г.П. Ников считают, что самоопределение «заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества». Основными критериями границ и этапов самоопределения «следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности «хочу» – «могу» – «есть» – «требуют» у конкретной личности».

Л.И. Божович дает различные трактовки самоопределения: это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни». В своей более поздней работе Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Ценностно-смысловая природа личностного самоопределения в юношеском возрасте в наиболее общей форме проявляется в поисках смысла жизни. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются – со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие – об его искажении.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Современная модель семьи и ее особенности
В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная ...

Эрих Фромм. Искусство любить
Эта книга не дает инструкций в искусстве любви. Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости, что удовлетво ...

Концептуальные основы молодежной субкультуры
Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятия “субкультура” интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подх ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru