Психологическая характеристика юношеского возраста

Материалы » Исследование взаимосвязи агрессивности и самооценки юношей » Психологическая характеристика юношеского возраста

Страница 3

С одной стороны, жизненный план – результат обобщения и укрупнения частных целей, которые ставит перед собой личность, следствие интеграции и иерархизации ее мотивов вокруг устойчивого ядра ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, это итог конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно формируется более или менее реалистический, нацеленный на действительность план деятельности. Жизненный план связывается с системой целей, где конечная цель представляет собой как идеал, понимаемый как ценность.

Главная трудность юношеской рефлексии состоит в том, чтобы правильно совместить то, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Ближняя перспектива – это непосредственная сегодняшняя и завтрашняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива – долгосрочные жизненные планы, личные и общественные. Их совмещение дается молодому человеку не без труда. Молодежь любит помечтать об отдаленном будущем, но вместе с тем хочет быстрого получения осязаемых результатов, немедленного удовлетворения своих желаний. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего – один из главных показателей морально – психологической зрелости.

Самоопределение личности, согласно А. В. Петровскому – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Интенсивность процесса самоопределения в юности связана с потребностью занять внутреннюю позицию взрослого человека, актуализируемую в молодых людях окончанием школы, их невольной «обращенностью в будущее». Самоопределение предполагает фундаментальную внутреннюю перестройку личности. В общих чертах оно необходимо включает в себя оценку своего прошедшего (т.е. остающегося позади детства) и настоящего с учетом тех планов и целей, которые связываются с будущим, и рассмотрение будущего в его реальной связи с прошлым и настоящим.

В.Ф. Сафин и Г.П. Ников считают, что самоопределение «заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества». Основными критериями границ и этапов самоопределения «следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности «хочу» – «могу» – «есть» – «требуют» у конкретной личности».

Л.И. Божович дает различные трактовки самоопределения: это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни». В своей более поздней работе Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Ценностно-смысловая природа личностного самоопределения в юношеском возрасте в наиболее общей форме проявляется в поисках смысла жизни. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются – со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие – об его искажении.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Влияние коллективного бессознательного и архетипов на продукты изобразительной деятельности
Поскольку изучения логики бессознательного посредством осознаваемого самим автором содержания каждого рисунка не эффективно, то в реализации данной задачи особое значение приобретают архетипы. Несмотря на то, что анализ рисунков начинаетс ...

Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности
Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Частных самооценок много, судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно к ...

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
В истории любой науки, в том числе и психологии, временами настают такие события, которые ведут к пересмотру устоявшихся идей и взглядов. Как правило, смена научной парадигмы представляет собой долгий и сложный процесс, сопровождающийся т ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru