Психологическая характеристика юношеского возраста

Материалы » Исследование взаимосвязи агрессивности и самооценки юношей » Психологическая характеристика юношеского возраста

Страница 1

В юношеском возрасте активно развивается возможность независимых моральных суждений, которая обуславливает относительно независимое (по сравнению с более ранними периодами: детство, отрочество) формирование системы ценностей. Однако юноши и девушки стараются уже согласовывать ее с общепринятыми образцами (в отличие от подростков). По мнению Э. Берна: "Юность – это возраст, когда большинство молодых людей мечется от сценария к антисценарию и обратно. Юноша может стараться исполнять родительские предписания, но потом восставать против них и в результате обнаружить, что он следует сценарной программе". Но все же юность – это время, когда человек впервые ощущает возможность самостоятельного выбора.

В отличие от ребенка, принимающего правила поведения, юноша уже начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, с чем нужно их соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Разрушение авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать и т. д.

Важное место в формировании ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте является отношение к родительским планам относительно будущего образа жизни юноши. В данном случае наиболее часто встречаются два варианта: некритичное принятие родительских планов или же не менее некритичное отвержение их. Это часто происходит не из-за несогласия, осознанного расхождения собственных и родительских планов на будущее, а просто из свойственного всем юношам чувства противоречия.

В юношеском возрасте происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль. По С. Л. Рубинштейну проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. Предельно обобщая, можно выделить два способа существования человека. Первый из них – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь весь человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлением ценностно-смыслового определения". Переориентация сознания сильно зависит от социальных и культурных условий. Внутренний самоконтроль входит в определение психологически взрослой, зрелой личности и является необходимым условием верной оценки как жизни в целом, так и отдельных ее составляющих.

Юношеский возраст характеризуется активным формированием, так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания ребенка и играет важную роль при формировании ценностных ориентаций личности в этот период. Юноша стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Основным психическим процессом, который обуславливает формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте, является развитие самосознания. По мнению некоторых исследователей, главным условием формирования ценностных ориентаций личности является достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения, который характерен для юношеского возраста.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru