Проблема выбора в условиях кризиса

Материалы » Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага » Проблема выбора в условиях кризиса

Каким человеком и в какое общество возвращается человек из зоны боевых действий? Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Первая мировая война ознаменовала собой эпоху революций и коренной ломки мирового сообщества, после Второй мировой войны рухнула колониальная система, войны во Вьетнаме и Афганистане ознаменовали кризис полярной системы мира, а вместе с ним ценностей молодого поколения (сексуальная революция, движение хиппи, расцвет культуры употребления психоактивных веществ в США; перестройка и распад Союза в СССР).

Но можно признать одно, сделав однажды моральный выбор в ситуации боевого столкновения, мировоззрение человека меняется навсегда. Это положение нашло отражение в отечественных исследованиях. Так Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Шустов Е.Б [23] установили, что «слом» механизмов психической регуляции в условиях военного конфликта происходит на этапе непосредственного ведения боевых действий, чему предшествуют различные эмоциональные нарушения. Основное негативное психическое состояние у военнослужащих отмечается после прекращения боевых действий или снижения интенсивности боев.

Представленный в данном исследовании материал указывал на то, что характеристики психического состояния участников военного конфликта на Северном Кавказе после завершения боевых действий более негативны, чем аналогичные характеристики ветеранов афганских событий. Даже через 4-5 месяцев после завершения боевых действий у ветеранов чеченских событий отмечается значительный уровень нервно-эмоционального напряжения и тревоги, что обычно характерно для стрессовых ситуаций.

Подобная характеристика процесса реадаптации, по мнению авторов, обусловлена тремя факторами:

1) степенью интенсивности психотравмирующих нагрузок, перенесенных ветеранами во время ведения боевых действий;

2) социально-психологическими особенностями современного молодого поколения;

3) отношением государства и общества к участникам этих событий (100% респондентов высказывали мнение что, это обусловлено целым рядом субъективных факторов, среди которых: отсутствие обоснованной официальной версии целесообразности ведения боевых действий, в которую могли бы поверить большинство военнослужащих).

По мнению М.А.Ларцева, С.К.Наврузова, М.Г. Багдасарова, О.П.Колошук[24], сложность ситуации на Северном Кавказе можно объяснить культурным и религиозным своеобразием кавказских народностей. Эти особенности менталитета народов Северного Кавказа основываются на почитании старших, личной чести, культе гостя и взаимопомощи. Личностные свойство, связанные с этими особенностями, окрашены радикализмом, агрессивностью и готовностью всеми средствами отстаивать основанные на них ценности. Воинственность, присущая всем кавказцам, сильно обостряет все конфликтные, особенно межэтнические, проблемы.

Общность условий, в которых проходило становление народов Северного Кавказа, древность и часто архаичность их обычаев, сохранивших остатки связи с язычеством, определяют сходство механизмов социальной адаптации, способов защиты своих интересов. Кроме этого вооружённый конфликт на Северном Кавказе имеет выраженный религиозно-этнический оттенок и на фоне активизации исламского фундаментализма и терроризма резко повышает риск глобализации конфликта, втягивания в него ведущие мусульманские стран.

Роль ценностной ориентации личности заключается в определении мотивации личности, в прогнозировании будущего и планировании действий. Экзистенциальные кризисы, спровоцированные жёсткой ситуации выбора, когда от решения зависит судьба человеческой жизни, в дальнейшем сопровождаются перестройкой представлений о себе, а главным образом о своём будущем. Миско Е.А. в своих исследованиях обнаружил значительные изменения самооценки и представлений о жизненной перспективы у ликвидаторов аварии на ЧАЭС и ветеранов войны в Афганистане[25].

А.Мень предлагал идею, заслуживающую внимания, о непосредственной исторической и религиозной обусловленности общепринятых человеческих ценностях в конкретную эпоху развития конкретного народа[26]. По его мнению, увеличение многообразных сект восточного направления, массовых молодёжных движений, появление «кричащих» форм современного искусства отражают процесс духовного поиска в исторических масштабах. То есть культурно-историческая концепция нашла своё отражение в реальных процессах: становление системы ценностей и предпочтений человека, живущего в кризисном обществе, происходит совместно со становлением общепринятой системы ценностей, а поэтому зачастую находит совершенно неожиданный путь. Похожее мнение высказывал В.Франкл в статье «Современные неврозы наших дней». Исхакова А.М. в статье «О самоопределении личности в современном обществе» указывает на кризис профессионализма современного российского общества, в силу экономический перемен. Современный молодой человек теряет возможность профессиональной реализации, так как её вымещает направленность на предпринимательскую деятельность, которая зачастую не соответствует возможностям и способностям личности. Современный период развития России и стран СНГ насыщен многочисленными переменами. Последние десятилетия откликнулись локальными конфликтами в бывших союзных республиках и не исчерпали себя по сей день (события в Грузии, Северной Осетии, Чечне, Дагестане, Ингушетии). Перед современным поколением 20-30 летних молодых людей стоит нелёгкий выбор будущего страны. Принятие этого выбора осложнено кризисами профессиональной реализации, отмиранием «материалистического мировоззрения», воспитанного десятилетиями социалистического режима, попытками обретения национальных традициях, сложенных по канонам православного христианства. Военные конфликты обостряют эту ситуацию, так как реадаптация вернувшихся в мирную жизнь ветеранов становится невозможной из-за отсутствия стабильности в обществе. Поэтому решение личных проблем каждого ветерана невозможно без решения комплекса социальных проблем на уровне государства.

Еще по теме:

Развитие личности дошкольника
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три - четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции. Вторая основывает ...

Интенсивность и длительность эмоциональных реакций
Об интенсивности эмоциональных реакций в основном судят по величине вегетативных сдвигов, наблюдающихся у человека в той или иной эмоциогенной ситуации (в исследованиях - обычно перед экзаменом и после него). Часто это свойство эмоциональ ...

Особенности профессиональной деятельности специалиста по PR
межличностный коммуникация барьер взаимопонимание Public Relations- весьма богатое понятие. Оно включает в себя: · Все что может улучшить взаимопонимание между организацией и теми с кем эта организация вступает в контакт, как внутри так ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru