Интегративно-оценочная интерпретация
Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущие. Потребность в опоре на авторитет; поиск согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.
Форма листвы.
Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.
Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
Ветви опущены – потеря мужества отказ от усилий.
Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, сомораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.
Листва – сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций. Уход от неприятных ощущений.
Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.
Закрытая листва – не проявляющаяся агрессивность.
Детали листвы, не связанные с целым – суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.
Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты; норма для семилетнего ребенка.
Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Листья-петельки – предпочитает использовать свое обаяние.
Зигзаги в листве – осторожность и скрытность.
Листва, похожая на узор, - женственность, приветливость, обаяние.
Пальма – стремление к перемене места.
Плакучая ива – недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка – напряжение тревожность.
Ствол зачернен – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.
Ствол нарисован тонкими линиями, а крона толстыми - может самоутверждаться, и действовать свободно.
Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.
Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.
Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
В случае метафорического изображения, полезным может оказаться интерпретация на основе методики «Несуществующее животное».
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на утверждения, признание, на самоутверждение в обществе.
Положение рисунка в нижней части листа - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, подавленность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее часть фигуры).
Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается или планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, намерений и наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть планов осуществляется или начинает осуществляться. Нередко проявляется нерешительность и боязнь приступать к каким-либо активным действиям.
Положение "анфас" - голова направлена на рисующего - трактуется как эгоцентризм.
Увеличенный (в сравнении с размером остальной фигуры) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и в окружающих.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.
Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность и потребность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Еще по теме:
Понятие адаптации
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в ...
Анализ интеллектуального развития Д.Векслера
Давид Векслер [8] сделал весьма значимый шаг в анализе развития интеллекта. Он начал рассматривать его со стороны структурного образования. Интеллект он обозначал, как способность действовать целенаправленно, эффективно осуществлять взаим ...
Биография Этьена Бонно Кондильяка
ЭТЬЕН БОННО КОНДИЛЬЯК (1715–1780), французский философ и психолог, популяризатор идей Локка во Франции. Родился в Гренобле (Франция) 30 сентября 1715 года.
Его старший брат, аббат Мабли, был известным политическим мыслителем. Кондильяк о ...