Интегративно-оценочная интерпретация
Боковые контуры фигуры - недифференцированная опасливость, готовность к самозащите любого порядка в любых ситуациях; то же самое - если элементы защиты расположены не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного; справа – защита преимущественно процессов своей реальной деятельности; слева - защита преимущественно своих мнений, суждений, убеждений и вкусов.
Оценивается общее количество изображенных деталей - является ли это количество лишь минимально необходимым для того, что бы дать представление о несуществующем животном, или же имеет место некая избыточность, перенасыщенность деталями.
Чем больше количество "усложняющих" деталей, тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание.
О том же самом может сказать и характер линии - слабая, похожая на паутину линия, "ведет карандашом по бумаге, едва нажимая на него". Обратный же характер линии - жирная с нажимом – говорит скорее о тревожности, чем об избытке энергии.
Прочее.
Тематически животные делятся на угрожающих, нейтральных и угрожаемых. Это символизирует отношение испытуемого к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификацию себя по значимости с представителями животного мира. В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку (постановка его на две лапы в положение прямохождения вместо четырех или более, одевание его в одежду, сходство морды с лицом, лап - с руками и т.п.) - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в туловище животного, постановки его на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, вмонтирование электролампочек в глаза, торчащие из тела или конечностей рукоятки, провода кнопки и пр. Чаще всего, такое может нарисовать больной шизофренией.
Творческие возможности испытуемого обычно выражаются через количество использованных в рисунке элементов. Банальность и отсутствие творческого начала выливаются в применении каких-либо заготовок или же в рисовании реально существующего животного, к которому затем пририсовывается какая-либо деталь, которая сразу же делает его несуществующим. Например - рыба с ногами, птица без головы или сказочный дракончик как он представлен различных книжках. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не применения целых заготовок.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов на рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - клювы, когти, зубы, рога и пр.
Следует обратить внимание на сексуальные признаки животного - наличие вымени, сосков, груди человекообразной фигуры и т.п. является признаком фиксации на проблеме секса.
Название.
Название может выражать рациональную часть соединения смысловых частей - рациональность, конкретные установки при адаптации в новых условиях («Летающий заяц», «Бегекот»). Другой вариант - наукообразное словообразование, иногда включающее в себя латинские приставки или окончания - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию своего разума, эрудиции, знаний («Реболетиус», «Виплиолярис»).
Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые»), указывающие на легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, перевес эстетических элементов суждения над рациональными.
Уменьшительно-ласкательные и иронические названия свидетельствуют о снисходительном отношении к окружающим.
Названия, состоящие из повторяющихся элементов («Трутру»), свидетельствуют об инфантильности.
Склонность к фантазированию выражается в придумывании длинных, часто многословных названий.
Еще по теме:
Особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста
Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента[1 ...
Проблема выбора в условиях кризиса
Каким человеком и в какое общество возвращается человек из зоны боевых действий? Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Первая мировая война ознаменовала собой эпоху революций и коренной ломки мирового сообщества, после Второй мир ...
Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников
К началу школьной жизни ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он даёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Одним словом от ...