Психологические особенности старшего подросткового возраста

Материалы » Межличностные отношения старших подростков и их социальный статус в классе » Психологические особенности старшего подросткового возраста

Страница 1

С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со взрослого, а прав не даем. Нам важно знать, какие психические процессы происходят в этот период, ведь резкой черты – сегодня младший школьник, завтра подросток просто нет. Это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, воспитания отдельного человека, семейной обстановки и окружения, психологического климата в класса и во дворе и т.д. Но тем не менее, есть определенные общие закономерности, на которые мы и хотим обратить ваше внимание.

Характеристика психологических особенностей старших подростков (13-14 лет).

Стремление подростка утвердиться в позиции взрослого, и чувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти свое место в жизни, устремляет взгляд в будущее, однако пока это сочетается с позиции школьника; он еще слишком поглощен школой, учением, взаимоотношениями с товарищами.

Необходимо дело, которое отличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию и по организации. К этому стремлению нужно относиться уважительно и помочь ему.

Возрастание возможностей старших подростков и их стремление определить свое место среди окружающих приводят к важному следствию: в этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на которое он внутренне претендует. Он действительно стал взрослее во всех отношениях: более самостоятелен и умел, расширился кругозор и интересы, стал способен управлять своим поведением, что порождает потребность в какой-то новой позиции, он хочет признания со стороны окружающих его больших возможностей и, стало быть, больших прав, четко проявляется «стремление к взрослости», «самостоятельности и самоутверждению».

Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Направления поиска могут быть различны: бросить школу, начать зарабатывать деньги, некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых, начинают курить, одеваться по взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями полов, для них очень характерно внимание к внешнему виду, проявляются дорогие и дешевые (часто безвкусные) украшения, необыкновенные стрижки приходят на смену длинным волосам и т.д.

Впервые появляется стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о самом себе: появляется еще неосознанное до конца стремление упорядочить и объединить свои взгляды и отношения. Мышление как бы становится на служку потребности подростка разобраться во всем окружающем. Вместе с тем, развитие мышления в этот период характеризуется еще неумением подростка охватить богатство и многогранность действительности с позиции усвоенного им общего понятия.

В этой связи подростку хочется выяснить: зачем живет человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живет он сам, каким он станет когда будет взрослым. Формируются зачатки мировоззрения и связанного с ним общего мироощущения. Большое значение имеет продвижение подростка его умственным развитием. В этот период у старших подростков возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов и явлений, т.е. к более совершенному способу познания действительности.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Диагностика взаимодействия родителей с детьми
Практическое исследование взаимодействия родителя и ребенка не может обойтись без конкретных методов психологической диагностики. При этом в зону диагностики могут попадать как личностные характеристики детей и родителей, так и характерис ...

Студенчество как период кризиса эмоциональной сферы личности
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение ...

Компьютерные технологии в современном обществе
Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых видов материи, неизвестных пока человечеству. Применение компьютерных технологий облегчает ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru