Заключение

Материалы » Влияние образовательных условий на развитие творческой инициативы у дошкольников » Заключение

Данная работа написана в рамках большого исследования, посвященного изучениям инициативы дошкольников, а также условиям, влияющим на её формирование.

Анализ научно-методической литературы показал, что дошкольный возраст является важным и ответственным период в жизни человека, это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме. Единственная деятельность, которая помогает ребёнку смоделировать идеальную форму, позволяет действовать внутри этой модели - это сюжетно - ролевая игра. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И чем лучше развито воображение у ребёнка, тем разнообразнее его деятельность, его игра.

Включённость же ребёнка в сюжетную игру определяется в статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. «творческой инициативой».

Изучение исследований по данной проблеме продемонстрировало большую значимость проделанной работы, так как творческая инициатива является одним из главных качеств, основой, для формирования активной, самостоятельной, творческой личности.

Было проведено исследование уровня развития творческой инициативы, измерения проводились нормативной картой развития, предложенной в статье Нежнова П. Г. и Коротковой Н. А. «Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников».

Гипотеза, положенная в основу исследования, полностью подтвердилась. Это видно из полученных практических данных.

Положительное влияние на развитие творческой инициативы выявлено. В разновозрастной группе ребёнок, на примере старших одногруппников, видит, чему он научится в ближайшем будущем, то, чем овладел его старший партнёр. Старший ребёнок может показать младшему образец действия. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами.

Но есть и минусы. В силу меньшего уровня развития самоорганизации и саморегуляции поведения по сравнению со старшими, младшие дети могут проявлять нечувствительность при совместном взаимодействии: мешать, разрушать, нарушать и т.д. У старших детей процессы произвольности поведения находятся на стадии становления, вследствие этого они еще не способны в полной мере регулировать взаимодействия с младшими. Взаимодействия детей разного возраста, без помощи в соорганизации их взрослого, приобретают конфликтный или хаотичный характер - что влияет на отношения детей в разновозрастной группе в целом.

Таким образом, разновозрастное детское сообщество имеет больший потенциал для возрастного, личностного развития дошкольников в отличие от одновозрастного. Разновозрастные группы являются дополнительной возможностью для нравственного развития ребёнка, получения более разнообразного опыта игрового, социального взаимодействия, естественного речевого, интеллектуального развития.

Еще по теме:

Мотивация педагогической деятельности
Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру, факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем боле ...

Понятие агрессии, основные теоретические подходы
агрессия субкультура неформальный В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной сторо ...

Младший школьный возраст
Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каж ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru