Заключение

Материалы » Влияние образовательных условий на развитие творческой инициативы у дошкольников » Заключение

Данная работа написана в рамках большого исследования, посвященного изучениям инициативы дошкольников, а также условиям, влияющим на её формирование.

Анализ научно-методической литературы показал, что дошкольный возраст является важным и ответственным период в жизни человека, это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме. Единственная деятельность, которая помогает ребёнку смоделировать идеальную форму, позволяет действовать внутри этой модели - это сюжетно - ролевая игра. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И чем лучше развито воображение у ребёнка, тем разнообразнее его деятельность, его игра.

Включённость же ребёнка в сюжетную игру определяется в статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. «творческой инициативой».

Изучение исследований по данной проблеме продемонстрировало большую значимость проделанной работы, так как творческая инициатива является одним из главных качеств, основой, для формирования активной, самостоятельной, творческой личности.

Было проведено исследование уровня развития творческой инициативы, измерения проводились нормативной картой развития, предложенной в статье Нежнова П. Г. и Коротковой Н. А. «Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников».

Гипотеза, положенная в основу исследования, полностью подтвердилась. Это видно из полученных практических данных.

Положительное влияние на развитие творческой инициативы выявлено. В разновозрастной группе ребёнок, на примере старших одногруппников, видит, чему он научится в ближайшем будущем, то, чем овладел его старший партнёр. Старший ребёнок может показать младшему образец действия. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами.

Но есть и минусы. В силу меньшего уровня развития самоорганизации и саморегуляции поведения по сравнению со старшими, младшие дети могут проявлять нечувствительность при совместном взаимодействии: мешать, разрушать, нарушать и т.д. У старших детей процессы произвольности поведения находятся на стадии становления, вследствие этого они еще не способны в полной мере регулировать взаимодействия с младшими. Взаимодействия детей разного возраста, без помощи в соорганизации их взрослого, приобретают конфликтный или хаотичный характер - что влияет на отношения детей в разновозрастной группе в целом.

Таким образом, разновозрастное детское сообщество имеет больший потенциал для возрастного, личностного развития дошкольников в отличие от одновозрастного. Разновозрастные группы являются дополнительной возможностью для нравственного развития ребёнка, получения более разнообразного опыта игрового, социального взаимодействия, естественного речевого, интеллектуального развития.

Еще по теме:

Общая характеристика дошкольного возраста в психологической литературе
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше стан ...

Общие вопросы психологии здоровья
Теоретическим обоснованием психологии здоровья является понимание психического здоровья не негативным образом – как отсутствия дезадаптации, а позитивно – как способности к постоянному развитию и обогащению личности. Психическое здоровье ...

История социально-психологической диагностики. Современные проблемы
Каждая из психологических дисциплин имеет свою историю развития и становления, которую можно представить в виде определенных стадий или основных этапов. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru