Развитие и формирование личности депривированного ребёнка

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Развитие и формирование личности депривированного ребёнка

Страница 2

Й. Лангмейер и З. Матейчек выделили два параметра среды, оказывающие наибольшее влияние на развитие депривированных детей: [18]

1) изменчивость – устойчивость;

2) зависимость – независимость.

По мнению авторов, однообразная среда будет углублять пассивность, слишком изменчивая – будет стимулировать чрезмерный ненасыщаемый интерес. Среда с выраженной эмоциональной безучастностью будет способствовать развитию безразличия к людям. Напротив, среда, где возможность создания эмоциональной связи превысит возможность создания собственной автономии, будет вызывать постоянный эмоциональный голод, чрезмерное требование внимания и любви окружающих.

На основе данных двух параметров авторы выделили четыре типа депривированных детей, воспитывающихся в детском доме. [18]

1. В относительно устойчивой и эмоционально безучастной среде ребенок будет пассивным, вялым, апатичным, не заинтересованным в общении с людьми. Его будет устраивать стабильная среда, он будет протестовать лишь в случае принуждения к изменениям или если его будут от чего-либо отрывать: что-то требовать или отбирать игрушку.

2. Избыточно изменчивая, но также аффективно безучастная, среда будет стимулировать гиперактивность ребёнка и способствовать развитии недифференцированного интереса ко всему происходящему. Такой ребенок постоянно ищет все новые стимулы, не задерживаясь на них долго.

3. В среде излишне изменчивой, но предлагающей возможность эмоциональной зависимости развитие ребенка будет идти по типу «социальной гиперактивности»: ребенок стремится к все новым и новым контактам, при этом не отличаясь какой-либо разборчивостью.

4. Относительно стабильная среда с повышенной эмоциональной зависимостью стимулирует у ребенка «гиперактивность специфической направленности». Ребенок, как правило, находит одно постоянное лицо, с которым пытается установить и сохранить эмоциональную связь. При этом использует самые разные приемы, в том числе «социальные провокации» – шалости и т.п.

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто воспитывается в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях.

Дефицит общения в раннем детском возрасте может быть как причиной, так и следствием таких видов депривации как материнская или эмоциональная. Часто эти два понятия употребляются как взаимодополняющие друг друга. Можно встретить также употребление их как синонимов.

Наиболее специфичным видом депривации детского возраста является материнская депривация. Для правильного формирования характера на всю жизнь, для его гармоничного развития наибольшее значение имеет контакт с матерью: в конечном итоге мать никто заменить не может – ни самое хорошее детское учреждение, ни самая прекрасная мачеха [12] .

А.М. Муфтеева отмечает, что у детей, с рождения оказавшихся в условиях материнской депривации, можно наблюдать интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. [27]

Значение ранних эмоциональных связей матери и ребёнка для всего его дальнейшего развития особенно хорошо видно на примере соотношения любви, страха и познавательной активности. Первое чувство, которое проявляется в жизни младенца – любовь к матери, оно тормозит появляющиеся позже страх и агрессию, в результате чего подобные чувства испытываются ребёнком лишь в ситуациях действительной опасности, а не как реакция на любой новый раздражитель. [36]

В рамках теории привязанности Дж. Боулби указывает на возникновение фобий и тревожных расстройств и депрессии у ребёнка вследствие его разлучения с матерью. Автор указывает на то, что в ответ на социальные условия в раннем детстве, тормозящие или нарушающие привязанность, возникают индивидуально различные реакции, что зависит как от врожденных различий, так и от социальных обстоятельств, которые ребенок переживает до и после критического опыта (расставание с матерью). Имеются и половые различия: мальчики реагируют агрессивностью, девочки – «цеплянием» и тревожностью. [7]

Материнская депривация приводит к нарушению предречевого и раннего речевого развития детей. [23] В своих исследованиях Р.А. Шпиц установил, что у младенцев-сирот отсутствуют положительные эмоции и зрительно-слуховое сосредоточение в процессе взаимодействия со взрослым, наблюдается общая двигательная заторможенность и вялый мышечный тонус конечностей. Депривированные дети начинают говорить позже сверстников, минимально используют голос в социальных контактах, мимическая и звуковая имитационная активность у них отсутствует или развита слабо [39]. Для социально депривированных детей характерно безразличное отношение к взрослым, вплоть до полного отказа ребенка от контакта. [23]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению ст ...

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
В истории любой науки, в том числе и психологии, временами настают такие события, которые ведут к пересмотру устоявшихся идей и взглядов. Как правило, смена научной парадигмы представляет собой долгий и сложный процесс, сопровождающийся т ...

Онтогенез темперамента и роль воспитания
По мере накопления научных данных, по мнению Я. Стреляу, стала очевидной бессмысленность вопроса «Наследственность или среда?», поскольку каждая форма поведения, от самой простой до наиболее сложной, представляет собой результирующую обои ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru