Изменение самооценки подростка в условиях кружковой работы

Материалы » Программа "Я сам строю свою жизнь" » Изменение самооценки подростка в условиях кружковой работы

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В. Дубровина, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли."

Таким образом, формирование самооценки – характерная особенность личности подростка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

Как было указано выше, самооценка не только влияет на общественное отношение, но и сама опосредуется им. В период становления личности, а также для внушаемых людей общественное мнение может значительно влиять на самооценку. Сказанное, очевидно, касается непосредственно всех подростков. Чем выше степень самопринятия, эмпирическим коррелятором которой является уровень самооценки, тем больше подросток верит в свои собственные возможности, в успешный исход предпринимаемых начинаний и тем больших успехов он в итоге добивается. Однако неадекватно завышенная самооценка также может служить источником личностных проблем.

Помимо показателя уровня развития и особенностей личности, самооценка может выступать параметром, характеризующим качество образовательной системы: при хорошо поставленном процессе обручения и воспитания наблюдается соответствие Я - концепции учащихся психологическим особенностям их возраста.

Из всего вышесказанного, очевидно, что самооценка кружковцев является ценным показателем для психолога и руководителя кружка ЦТД и М "Эврика", позволяющим оценить как темпы психологического развития отдельных кружковцев и всего учебного коллектива в целом, так и качество процесса образования и его соответствие возрастным нормам. Помимо этого, самооценка является ярким показателем возможных психологических проблем отдельных учащихся и взаимоотношений в коллективе. Поскольку для подростка в большинстве случаев референтной группой является коллектив, проблемы в учебной деятельности зачастую вызываются именно проблемами из-за неподходящего статуса подростка в группе в совокупности (а также по причине или вследствие) с неадекватной самооценкой. Таким образом, правильный анализ уровня самооценки у кружковцев -подростков и ее связь с взаимоотношениями внутри коллектива является важной диагностической задачей.

Исходя из этого, задачей нашей работы было выявить уровень самооценки у кружковцев подросткового возраста (14-15 лет) и сравнить его со статусом подростка в группе, а также проследить влияние этой оценки, выставленной референтной группой, на изменение уровня самооценки.

Еще по теме:

Волевое действие
Воля. Определяется тем, в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своем пути к цели, умеет ли управлять своим поведением, подчинять свою деятельность поставленным задачам. Волю можно понимать как психическую де ...

Стрессоры в семье
Современный человек постоянно испытывает повышенную психическую нагрузку, воздействие внешних факторов среды. Ему приходится слишком много видеть, слышать, ощущать, оценивать, принимать решения, бегать, уставать и так далее. Оказалось, ч ...

Понятие мотивации в зарубежной психологии
В бихевиористских теориях поведение рассматривается через схему "стимул реакция". Собственно направление поведения определяется энергией стимула. Для бихевиористов проблема мотивации не существенна, так как, с их точки зрения, ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru