Развитие и формирование личности депривированного ребёнка
В.А. Гурьева определяет социальную депривацию как недостаточность контактов с окружающей средой, влияющих на психическое развитие ребенка, и отмечает, что она влечёт за собой нарушение социальной адаптации, может привести к возникновению депрессий, тяжелых неврозов и психогенных психозов. [15]
Истории известны довольно большое количество случаев развития детей в изоляции от человеческого общества. Это так называемые дети-маугли и «волчьи» дети.
Во всех подобных случаях дети при их нахождении людьми демонстрировали уровень психического развития, совершенно не соответствующий возрастной норме. После возвращения к людям они приобретали некоторые человеческие навыки, но прогресс шел чрезвычайно медленно. При максимально благоприятных условиях и усиленном обучении такие дети тем не менее не достигали в своем психическом развитии того, что характерно для каждого психически здорового ребенка при обычном воспитании. Никто из них так и не стал по-настоящему человеком.
Социальная депривация в условиях семьи носит менее глобальный характер. Так, если ребенок не имеет опыта общения с представителями тех или иных социальных ролей (отцом, матерью, братьями и сестрами, сверстниками), он будет менее успешен в понимании других людей, предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем в той или иной степени повлияет на эффективность его общения и деятельности. [2]
В ситуации социальной депривации потребность в общении становится все более актуальной. Как дети, так и взрослые люди, оказавшиеся в условиях изоляции иногда находят выход – «создают» собеседника, персонифицируя живые или неживые объекты. [31]
В заключение следует рассмотреть влияние экзистенцианальной депривации на психическое развитие ребёнка.
Экзистенциальная изоляция является в определенном смысле «расплатой» за личностный рост. Развитие предполагает отделение, автономию, переход в режим самоуправления. Вначале ребенок постепенно выходит из-под опеки близких взрослых. Затем он ставит все более четкие границы между собой и обществом, тем самым становясь еще более независимым. Не отделяться – значит остановиться в развитии либо деградировать. Но плата за отделение – переживание экзистенциального одиночества. [2]
Люди, живущие в условиях депривации или постоянной угрозы, вероятнее всего, не будут озабочены реализацией своего внутреннего потенциала. Кроме того, людям необходимо любить и быть любимыми, а также принадлежать к некоей группе, то есть иметь семью и занимать определенное положение в обществе. [17]
Таким образом, начиная с самого раннего детства, ребёнок имеет потребность в общении, в новых впечатлениях, в двигательной активности, в эмоциональном сопереживании и др. Дефицит любой из этих потребностей ведёт к возникновению депривации соответствующего вида, которая влечёт за собой нарушения развития в различных сферах психики ребёнка.
Большинство авторов согласно с утверждением, что условия жизни ребёнка (окружающая его в детском возрасте среда) оказывают основополагающее влияние на его психическое развитие, от этих условий зависит качество протекание процесса социализации и успешное формирование личности ребёнка.
Достаточное общение со взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие – вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка. Неудовлетворение потребностей, соответствующих этим факторам, ведёт к возникновению депривации, которая, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности, оказывает зачастую необратимое негативное влияние на психическое развитие ребёнка, ведёт к задержке его умственного и психического развития, способствует усложнению установления контактов с социальным окружением в будущем.
Еще по теме:
Изучение самочувствия подростков в неполных семьях
В нашей выпускной квалификационной работе мы попытаемся проанализировать особенности влияния развода родителей на самочувствие подростков.
В практической части перед нами стоят следующие задачи:
1. Подобрать методики, направленные на из ...
Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению ст ...
Концептуальные основы молодежной субкультуры
Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятия “субкультура” интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подх ...