Развитие и формирование личности депривированного ребёнка

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Развитие и формирование личности депривированного ребёнка

Страница 4

В.А. Гурьева определяет социальную депривацию как недостаточность контактов с окружающей средой, влияющих на психическое развитие ребенка, и отмечает, что она влечёт за собой нарушение социальной адаптации, может привести к возникновению депрессий, тяжелых неврозов и психогенных психозов. [15]

Истории известны довольно большое количество случаев развития детей в изоляции от человеческого общества. Это так называемые дети-маугли и «волчьи» дети.

Во всех подобных случаях дети при их нахождении людьми демонстрировали уровень психического развития, совершенно не соответствующий возрастной норме. После возвращения к людям они приобретали некоторые человеческие навыки, но прогресс шел чрезвычайно медленно. При максимально благоприятных условиях и усиленном обучении такие дети тем не менее не достигали в своем психическом развитии того, что характерно для каждого психически здорового ребенка при обычном воспитании. Никто из них так и не стал по-настоящему человеком.

Социальная депривация в условиях семьи носит менее глобальный характер. Так, если ребенок не имеет опыта общения с представителями тех или иных социальных ролей (отцом, матерью, братьями и сестрами, сверстниками), он будет менее успешен в понимании других людей, предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем в той или иной степени повлияет на эффективность его общения и деятельности. [2]

В ситуации социальной депривации потребность в общении становится все более актуальной. Как дети, так и взрослые люди, оказавшиеся в условиях изоляции иногда находят выход – «создают» собеседника, персонифицируя живые или неживые объекты. [31]

В заключение следует рассмотреть влияние экзистенцианальной депривации на психическое развитие ребёнка.

Экзистенциальная изоляция является в определенном смысле «расплатой» за личностный рост. Развитие предполагает отделение, автономию, переход в режим самоуправления. Вначале ребенок постепенно выходит из-под опеки близких взрослых. Затем он ставит все более четкие границы между собой и обществом, тем самым становясь еще более независимым. Не отделяться – значит остановиться в развитии либо деградировать. Но плата за отделение – переживание экзистенциального одиночества. [2]

Люди, живущие в условиях депривации или постоянной угрозы, вероятнее всего, не будут озабочены реализацией своего внутреннего потенциала. Кроме того, людям необходимо любить и быть любимыми, а также принадлежать к некоей группе, то есть иметь семью и занимать определенное положение в обществе. [17]

Таким образом, начиная с самого раннего детства, ребёнок имеет потребность в общении, в новых впечатлениях, в двигательной активности, в эмоциональном сопереживании и др. Дефицит любой из этих потребностей ведёт к возникновению депривации соответствующего вида, которая влечёт за собой нарушения развития в различных сферах психики ребёнка.

Большинство авторов согласно с утверждением, что условия жизни ребёнка (окружающая его в детском возрасте среда) оказывают основополагающее влияние на его психическое развитие, от этих условий зависит качество протекание процесса социализации и успешное формирование личности ребёнка.

Достаточное общение со взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие – вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка. Неудовлетворение потребностей, соответствующих этим факторам, ведёт к возникновению депривации, которая, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности, оказывает зачастую необратимое негативное влияние на психическое развитие ребёнка, ведёт к задержке его умственного и психического развития, способствует усложнению установления контактов с социальным окружением в будущем.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности. Выяснено, что ребенок при переходе от дошко ...

Роль символа в интерпретации рисунка
При интерпретации рисунков не представляется целесообразным обойти вниманием символичность изображаемого. Но в начале считаю необходимым уделить немного внимания определению сущности понятия «символ». Краткая литературная энциклопедия да ...

Особенности развития психических процессов
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в шко ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru