Развитие и формирование личности депривированного ребёнка

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Развитие и формирование личности депривированного ребёнка

Страница 3

Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок и во втором полугодии своей жизни стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества.

Материнская депривация в детском и подростковом возрасте приводит к искажению центральной составляющей Я-концепции, образу Я, которое выражается в явном или скрытом безразличии к окружающим, пренебрежительном или враждебном отношение к ним, отсутствии уважения к индивидуальным потребностям других людей, тревожное поведение. [16]

Дефицит общения со взрослым может в некоторой степени компенсироваться контактом со сверстниками. Однако чтобы присутствие сверстника способствовало развитию и содержательному наполнению контактов, такое общение требует организации и контроля со стороны взрослого. Развитие общения как со взрослыми, так и со сверстниками во многом обусловлено особенностями эмоционального статуса ребенка в условиях депривации.

Проявляя свое эмоциональное отношение, по мнению Г.Г. Филипповой, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения – ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее – эмоционально-положительного) состояния ребенка. [34]

Последовательно обратившись к рассмотрению материнской и эмоциональной депривации, стоит упомянуть и о депривации отцовской.

Отечественные педагоги и психологи также постоянно подчеркивали значение отца в семейной социализации. Отмечается, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Согласно мнению Т.В. Андреевой, значимость личности отца, прежде всего в том, что для сына он представляет эталон мужчины. Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. [4] Отцовская депривация оказывает сильное негативное дезадаптивное влияние на еще неустойчивую психику ребенка, нарушает его социальную идентификацию. [30]

Итак, стимулирующую развитие ребёнка среду создают заботящиеся о нём взрослые. Наиболее благоприятной для оптимального интеллектуального роста служит умеренно обогащённая среда, в которой дети играют со стимулирующими их развитие предметами незадолго до того срока, когда они обычно научаются ими пользоваться. [36] Й. Лангмейер и З. Матейчек также отмечают, что главной тенденцией человека является его потребность в активном контакте со средой, причем постоянно на новом уровне. [18]

В случае сенсорной депривации ребенок испытывает сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и др. [2]

Такая обедненная среда вредна для человека в любом возрасте, но для ребенка особенна губительна. Советские ученые под руководством Н.М. Щелованова, изучавшие эту проблему, установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н.М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. [31]

У детей должна быть возможность через двигательную активность преобразовывать действительность, влиять на окружающую среду. Уже на первом месяце жизни младенцы проявляют сильное беспокойство при ограничении движений. Если ребенок находится в условиях хронической гиподинамии, то у него развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность – раскачивание из стороны в сторону, сосание пальцев и т.д. Эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы. А.М. Муфтеева указывает на то, что развитие движений в детстве имеет интимную связь с формированием ядра личности – чувства Я, образа Я. Важнейшим моментом развития самосознания человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. [27]

Очень важно также подкрепление, получаемое ребёнком, за осуществление той или иной активности. Если дети не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них двигательных, речевых и социальных достижений, то в дальнейшем они прекращают свои попытки влиять на окружение, зачастую проявляя пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации. [36]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Некоторые психологические механизмы воздействия информатизации
Перенос навыков работы с информационных технологий на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии и уподобления своей деятельности работе технического устройства. В настоящее время предпринимаются активные по ...

Организация и методическое обеспечение
Целью и ориентиром исследования являлось проверка гипотезы, лежащей в основе всей работы, о широких возможностях использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. Именно это опреде ...

Интеллект и творческие способности
Способности - это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельнос ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru