Отечественные и зарубежные теории депривации

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Отечественные и зарубежные теории депривации

Страница 4

V. В отечественных работах так же, как и в зарубежных, ведущая роль в психическом развитии ребенка отводится его отношениям с матерью, образ которой определяет общий взгляд ребенка на окружающий мир. Прежде всего, стоит отметить работы Л.С. Выготского. Согласно его культурно-исторической концепции развитие происходит в процессе интериоризации культурно-исторического опыта и социальных отношений. Взрослый выступает для ребенка в качестве носителя этого опыта и важнейшего источника развития, только в постоянном контакте со взрослым возможна интериоризация, как основной механизм развития. Отсутствие заботы со стороны взрослого снижает способность ребенка к интериоризации. Следовательно, задержки развития являются результатом депривации общения и контактов с внешним миром [14].

Так же из наиболее известных работ, касающихся изучения психической депривации следует отметить работы М.И. Лисиной и В.С. Мухиной. По мнению М.И. Лисиной, потребность в общении и деятельность общения возникают у ребенка прижизненно и формируются одновременно, так как оба этих процесса отталкиваются от начала установления намеренного контакта ребёнка со взрослым. Изучая особенности развития детей в детских домах, она отмечает, что редкие, кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают дефицит общения; поэтому общение у младенцев из дома ребенка, хотя и обладает теми же закономерностями, что и в семье, но всё же имеет целый ряд отклонений. Например, развитие эмоциональной сферы у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка, отличается бедностью и невыразительностью как экспрессивного компонента эмоций, так и самих субъективных переживаний детей. Исследования В.С. Мухиной показывают, что в условиях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От последних они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию. Эта совместная обособленность от других детей приводит к установлению родственных отношений между детьми, но они всё равно остаются отчужденными друг от друга [2].

Итак, рассмотрев основные направления изучения психической депривации, можно отметить специфическую особенность, обусловливающую разночтение в теориях. Наиболее часто термин «депривация» используется как обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей, отсюда различные авторы рассматривают феномен депривации соответственно тому, какую психическую потребность они принимают в качестве самой важной и самой «недостаточной».

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Волевое действие
Воля. Определяется тем, в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своем пути к цели, умеет ли управлять своим поведением, подчинять свою деятельность поставленным задачам. Волю можно понимать как психическую де ...

Модель Сэловея и Мэйера
Первая и наиболее известная в научной психологии модель ЭИ была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 ...

Готы как социальная группа
Представителями готической субкультуры являются готы и готессы. Готы – абсолютные индивидуалисты, возрождающие романтику. Их стразу определишь среди толпы по обычной сурово – черной или блестяще – кожаной одежде. Они носят только серебро ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru