Отечественные и зарубежные теории депривации

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Отечественные и зарубежные теории депривации

Страница 2

Особое внимание стоит обратить на исследования Р.А. Шпицем детей, потерявших в годы войны родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Результаты его исследований показали наличие у этих детей задержки когнитивного, эмоционального и социального развития. Для обозначения этого феномена он использовал понятие «госпитализм», определяя его как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в лечебном учреждении в отрыве от близких людей и дома. К симптомам госпитализма у детей Р.А. Шпиц относил замедление психического и физического развития, отставание в развитии речи, пониженный уровень адаптации к окружению, слабая сопротивляемость к инфекциям и т.п. [40].

Последствия госпитализма у детей носят долговременный и часто необратимый характер. В тяжёлых случаях развитие такого состояния приводит к смерти.

Исходя из тех же самых классических психоаналитических позиций, Э. Эриксон предполагает, что постоянство материнской заботы, удовлетворяющей потребности ребенка, является предпосылкой возникновения чувства доверия, которое необходимо для здорового психического развития. Решающую роль в формировании у ребенка базового доверия к миру Э. Эриксон отводил матери; важным критерием доверия младенца к миру он считал способность ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения. Из антитезы развития на первой стадии развития (0 - 1,5 года) – основополагающая вера и надежда против основополагающей безнадежности – при поддержке, последовательности поведения близких родных, при удовлетворении основных потребностей младенца происходит рождение первого базового качества – надежды. Если ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, происходит депривация потребностей ребенка и как следствие – недоверие к миру. В качестве одной из форм депривации Э. Эриксон называет недостаток материнского внимания, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания (например, когда мать выходит на работу или рожает второго ребенка) [28].

Классическую психоаналитическую теорию отвергает в своих работах о сепарационной тревожности и инфантильной печали Дж. Боулби, говоря о том, что отношение ребенка к матери обосновано не только удовлетворением «оральных» потребностей, а связью, которая обусловлена целым рядом врожденных инстинктивных реакций, которые «встроены» в организм, так как они имеют значение для выживания [10]. Главным патогенным факторов нарушенного развития личности Дж. Боулби считал утрату материнской фигуры в период примерно от шести месяцев до шестилетнего возраста. В первые месяцы жизни младенец научается различать особую фигуру, обычно свою мать, и развивает сильное пристрастие находиться во взаимности с ней. После примерно шестимесячного возраста он безошибочно показывает свои предпочтения. На протяжении второй половины первого года жизни и во время всего второго и третьего годов жизни он тесно привязан к материнской фигуре, что означает, что ему хорошо в ее присутствии, и он испытывает страдание от ее отсутствия. Если мать исчезает, то ребёнок ощущает первичную тревогу, то есть тревогу, которая не отождествляется ни с какой другой, и является сигналом чего-то угрожающего. Тревожность здесь можно охарактеризовать как страх сепарации от лица, осуществляющего заботу. Дж. Боулби описал пофазно поведение ребёнка, оказавшегося впервые в условиях материнской депривации. Он выделил фазы протеста (настойчивое требование возвращения матери), отчаяния (потеря надежды о её возвращении) и отчуждения (демонстрация отрешённого поведения по отношению к матери, с которой возобновился контакт) [10].

II. Совершенно иначе пытаются объяснить вопрос депривации в теории учения. Основополагающей работой в данном направлении можно считать исследования У. Денниса. Наблюдая за детьми из детских учреждений, он пришёл к выводу, что материнская депривация не является основным фактором задержки умственного развития. В частности, он выделил взаимосвязь между ограниченностью двигательной и исследовательской активности младенца и поздним овладением практических умений (например, сидеть, стоять и ходить) [20]. В раннем возрасте дети, воспитываемые в детских учреждениях, ограниченны размерами детской постельки и обладают минимальной возможностью для осуществления движений и для поисковой деятельности. Позднее, хотя они и остаются в той же самой среде и без матери, они скорее улучшают свое положение, будучи уже способными самостоятельно обеспечить для себя поступление раздражителей [18]. Но всё-таки У. Деннис отмечал, что даже те дети, которые впоследствии были усыновлены и попали в благоприятные условия, обнаруживали некоторое отставание (связанное с развитием) в достижении зрелости. Те же, кому не посчастливилось покинуть приют, обнаруживали заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни [20].

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru