Отечественные и зарубежные теории депривации

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Отечественные и зарубежные теории депривации

Страница 3

Из числа рассмотрений, основывающихся на общей теории оперантного обусловливания, выделяется своей разработанностью теория Д.Л. Гевирца. Он уделял особое внимание изучению влияния социальной депривации на поведение детей. Сущность депривации, по его мнению, состоит в недостатке контакта между социально желательными реакциями и подкрепляющими стимулами, то есть в недостаточной возможности для оперантного обуславливания. Угасание определённых моделей поведения в раннем детстве вследствие недостатка подкрепляющих стимулов Д.Л. Гевирц называл «привацией». Следует заметить, что при привациях в большинстве случаев отсутствуют не все функциональные стимулы вообще, а лишь их определенный вид, чаще всего «социальные» стимулы. В случае «депривации», под которой Д.Л. Гевирц понимает ситуации, где социальные и другие стимулы, имеющие для ребёнка важное значение, предоставлялись сначала в достаточной мере, а позднее были внезапно отняты, может произойти то, что поведение, являвшееся до сих пор действенным и соответствующим (например, призывы матери), превратится в более частое. Также могут появиться и совершенно несоответствующие эмоциональные реакции [18].

В отличие от этого, Д.С. Брунер предполагает, что при депривации поражается, прежде всего, только «более высокий» вид «когнитивного» учения. По Д.С. Брунеру, депривированным детям недостает условий для развития эффективных средств мышления для решения проблем и для действенного контакта со средой: не развиваются «модели среды» (то есть мыслительные схемы, посредством которых индивид сохраняет повторяющиеся случаи регулярности в данной среде) и «стратегия действий» (правила, необходимые для эффективного принятия решений и для направленного поведения). В условиях ранней депривации отсутствует база для выборочного подхода к стимулам и для дифференциации отдельных областей деятельности. Если депривированному индивиду приходится сталкиваться с новыми заданиями, то у него нет эффективных средств для переноса прежнего опыта на новые ситуации [11].

III. Некоторые исследователи, базирующиеся на мотивационную теорию (С. Проувенс, Р. Липтон, Г. Шеффер) рассматривают депривацию как результат ослабления интереса и усилий, вызванных недостатком социальных стимулов, например, вследствие малого числа контактов с ребенком со стороны окружающих взрослых. Мотивационная теория, усматривает в замедлении психического развития проявление апатии и отсутствием активности, вызванных низким уровнем стимуляции в окружающей среде. Подобная апатия (заметная, например, по низкому уровню гуканья и спонтанной активности) возникает в начале помещения в обедненную среду, причем ее можно быстро изменить при повышении социального взаимодействия. Созревание ребенка при данных обстоятельствах идет нормально, однако его действительные проявления (как они устанавливаются по пробе развития) лежат значительно ниже его настоящих возможностей [18].

IV. Наконец, следует упомянуть о новейших попытках некоторых социологов объяснить развитие ребенка и его отклонения в рамках всей социальной системы. Согласно данному пониманию, социальное развитие ребенка происходит не только посредством учения отдельным видам социальной деятельности и не ограничивается также лишь связью ребенок - мать. В действительности ребенок является составной частью всей социальной системы и всегда постепенно усваивает формулу всей организованной социальной системы со всеми ее многочисленными ролями (с поведением, отвечающим определенным социальным позициям и статусам). Он даже учится не только тем ролям, которые он сам постепенно перенимает и осуществляет, но и тем, которые касаются других лиц.

Если в социальной структуре ребенка отсутствует какой-либо существенный элемент, определяющий четкую социальную роль (например, если в семье отсутствует отец, мать, братья и сестры или если отсутствует общение со сверстниками), то из этого вытекает, что индивид лишен опыта в отношении некоторых компонентов культуры, которые детьми усваиваются обычно во взаимодействии с другими людьми. Депривация может в данном понимании расцениваться, следовательно, в первую очередь как дефект в учении социальным ролям, обусловленный отсутствием определенного требуемого опыта в области социальных взаимодействий в детстве. Депривация в данном понимании обусловлена слабостью наблюдения за дифференцированными моделями социальных ролей [18].

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Педагогические особенности личности тренера по футболу
Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности - т.е. на совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности. Педагогические способности не то ...

Особенности общего развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир ...

Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений с взрослыми в работах И.В. Дубровиной
Дубровина Ирина Владимировна – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО. Ряд особенностей поведения является нормальным тол ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru