Основные психологические аспекты понятий " семья" и " брак"

Материалы » Виды и направления оказания психологической помощи, семье ожидающей ребенка » Основные психологические аспекты понятий " семья" и " брак"

Страница 2

Распределение семейных ролей. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы. При этом многое зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем, воспитательных умений самих родителей. Распределение ролей всегда связанно с различными ценностями и верованиями членов семьи.

Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру. Каждый член семьи может одновременно играть несколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию.

Семейные нормы. Включают набор установок и ожиданий, регулирующий поведение супругов и существенно влияющий на поведение других членов семьи и всей семейной системы. Они зависят от культуры семьи, ее нравственного потенциала и выполняют функцию социального контроля.

Система ценностей. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру иметь, поведение ее членов. Семейные подсистемы, роли, нормы, ценности и элементы окружающей действительности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в ее особенностях.

Различные типы семей по-разному проявляют себя в тех или иных сферах семейных отношений. По-своему изменяются они под воздействием многообразных факторов семейного бытия. Систематизирующие признаки в классификации семей необходимы для изучения психолого-педагогических процессов, отличающих типы семей. Классификацию их осуществляют по следующим признакам:

- по количеству детей: бездетная, одно-, мало-, многодетная семья.

- по составу: неполная, простая или нуклеарная, большая; материнская; семья повторного брака;

-по структуре: одна брачная пара с детьми или без детей; с двумя и более брачными парами; с матерью (отцом) и детьми;

- по семейному стажу: молодожены; молодая семья; ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старшего возраста; пожилые супружеские пары;

- по однородности социального состава: в зависимости от национальной принадлежности, уровня образования, соответствия профессий;

- по качеству жизнедеятельности семьи: благополучна, неблагополучная, устойчивая, нестабильная, дезорганизованная;

- по особым условиям семейной жизни: студенческая, дистантная и внебрачная;

- по структуре лидерства в семье: демократические, традиционные и авторитарные;

- по семейному быту, укладу;

- по географическому признаку: городская, сельская, в закрытых городах;

- по потребительскому поведению;

- по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

- по социальной мобильности: реактивные, средней активности и активные;

- по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;

- по состоянию здоровья: здоровая, невротическая, психологически благополучная [54].

Функции семьи. Динамика семьи. Функция семьи - это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для родственников, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании. Таким образом, обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества.

Хозяйственно- бытовая функция удовлетворяет материальные потребности членов семьи. Это способствует сохранению их здоровья, восстановлению затраченных, в разных видах деятельности, физических сил.

Эмоциональная функция семьи удовлетворяет потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Она выступает основой для психического и эмоционального здоровья.

Функция духовного общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи.

Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение, предписанное обществом.

Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей. Учетом социальных требований важно, чтобы семья при этом осуществляла регуляцию сексуально-эротического поведения и обеспечивала воспроизводство членов общества.

Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека. С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в личностном и духовном росте. При этом развитие семьи и ее цели закономерно изменяются в соответствии с новыми социальными условиями.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Умственное развитие дошкольника
В дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, события и людьми и остается сосредо ...

Мышление и творчество
Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, ...

Теории эмоций
Исследователи доказали, что многочисленные физиологические изменения в организме сопровождают всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физи ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru