Диагностика восприятия, памяти и мышления

Материалы » Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе » Диагностика восприятия, памяти и мышления

Страница 1

Исследование развития восприятия.

Характерные ошибки при обследовании предметов заключаются в том, что дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают весь предмет целиком. Поэтому восприятие занимает длительное время, а систематизация образов, необходимая в дальнейшем, затруднена. Низкий уровень развития действий восприятия при обследовании предметов заключается и в том, что они не интериоризованы, то есть дети должны обязательно потрогать предметы, приложить их друг к другу. Без этого сформированный образ будет неточным.

Степень обобщенности сенсорных эталонов, а также уровень интериоризации действий восприятия исследуется в методике «Эталоны», разработанной в лаборатории Л. Венгера.

Исследование развития памяти

. Важный вопрос, который необходимо понять, перед тем как перейти к диагностике памяти, — что же считается хорошей или плохой памятью. Прежде всего в понятие хорошей памяти входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеют в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Естественно, что чем лучше память, тем точнее ребенок запоминает материал. Таким образом, непосредственная или механическая память характеризуется объемом запомненного материала, скоростью его точного, безошибочного запоминания и длительностью хранения.

Однако кроме непосредственной, существует еще и опосредованная память, причем ее роль увеличивается с возрастом: чем старше ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря опосредованной памяти. Используются определенные предметы или знаки, которые помогают лучше запомнить предлагаемый материал.

Для оценки кратковременной и долговременной слуховой памяти используется «Методика 10 слов». Для исследования опосредованной памяти применяется метод исследования «Пиктограмма».

Исследование развития мышления.

Мышление является одним из важнейших психических процессов.

Но прежде чем начать его диагностику, необходимо понять, что именно нас интересует, какие виды и операции мышления мы хотим изучить в первую очередь. Дело в том, что мышление — это неоднородный процесс, он проходит несколько этапов в своем развитии, состоит из многих операций и сторон.

Причины неуспеваемости детей как на занятиях в саду, так и позднее, в школе, кроются не только в интеллектуальных нарушениях (задержка, отставание), но и в некоторых индивидуальных особенностях детей — импульсивности (связанной прежде всего с отсутствием ориентировки в задании), неумении сосредоточиться и организовать свою деятельность, тревожности и неуверенности в себе. Эти качества не связанные напрямую с уровнем мышления, тем не менее мешают детям учиться, слушать воспитателя или учителя и выполнять его задания. Поэтому после того, как диагностика показала, что уровень мышления у ребенка близок к норме, перед взрослым встает задача изучить причины его неуспешности и по возможности откорректировать их, помочь ребенку их преодолеть. Это особенно важно при подготовке детей к школе, так как в этот период мы можем увидеть будущие проблемы учебной деятельности ребенка, а их коррекция еще достаточно проста и может быть выполнена в относительно небольшой период времени.

Кроме того, что тесты направлены на диагностику разных сторон мыслительной деятельности (продукта, процесса этой деятельности), они исследуют и разные виды мышления. Дело в том, что мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами. Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления — наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности
В российской психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к её изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой ...

Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и мат ...

Виды мышления
1. Элементарное (конкретное) мышление, т.е. форма отражения действительности, проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru