Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии

Страница 1

Возрастная периодизация

– это процесс деления всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии. Л.С Выготский выделяет 3 основные группы возрастной

периодизации: 1. Она основывается на биогенетическом законе Гетчинсон и Геккель

. Суть биогенетического закона заключается в том, что онтогенез кратко повторяет филогенез, т. е. человек в процессе своего индивидуального развития в сжатом виде проходит все стадии развития психики животных и человека. Гетчинсон выделяет 5 стадий

в развитии человека: а)

Стадия рытья и копания от рождения до 5ти лет; б)

Стадия охоты и захвата от 5ти до 11ти лет

(у детей появляется агрессия, жестокость). в) Стадия пастушечья от 8 до 12 лет

, т. е. в это время дети стремятся создать свой уголок, уединиться, заводят домашних животных. г) стадия земледельческаяот11 до 15 лет

– в это время у детей проявляется любовь к огороду. д) стадия современного человека, от 14 до 20 лет

, у детей появляется интерес к деньгам и к точным наукам.

Вторая группа возрастных периодизаций называется моносимптоматические

– в основе их лежит один, какой – то симптом или один признак. Их существует много, но рассматривают 5. 1

периодизация Блонского

в основе данной периодизации лежит один признак – дентиция (процесс смены зубов), он выделял 3 стадии: а)

беззубое детство

– длится от рождения до прорезывания зубов, от 0 до 2х лет; б) детство молочных

зубов – оно длиться до начала смены зубов, с 2 до: -7 лет; в), детство постоянных зубов– заканчивается появлением зубов мудрости. Периодизация З. Фрейда

– называется психосексуального развития – ребенок от рождения наделен сексуальностью, называется либидо, энергия, направленная на получение удовольствия, на окружающих, работу. Она может перемещаться по различным участкам тела – эрогенным зонам. Основной признак, на котором основывается периодизация З. Фрейда

это перемещение энергии либидо по эрогенным зонам и он выделяет 5 стадий психосексуального

развития: а) оральная – длится от 0 до 1,5 лет

, т. к. ротовая полость является эрогенной зоной, и ребенок в этот период все тянет в рот. Основное психическое образование, которое формируется на данной стадии – это доверие к окружающему миру, т. е если стадия проходит неблагополучно, ребенок недополучает любви от мамы, то у него формируется недоверие к окружающему миру. б) анальная – длится от 1,5 до 3х лет.

Эрогенной зоной является анальное отверстие, ребенок проявляет интерес к продуктам его жизнедеятельности. Может пройти либо благоприятно, либо нет. Если протекает неблагополучно, то тогда вырастает анально-фиксированная личность, и ее 2 типа: 1тип аккуратные

, сверхпедантичные люди, смысл жизни в порядке, они тревожные, у них страсть к накопительству, жадность. 2 тип – люди неаккуратные

, неряшливые, у них культурно – гигиенические навыки не сформированы. в) Фаллическая

– лица от 3х до 5ти лет

, эрогенной зоной становятся половые органы ребенка, и он начинает интересоваться своим строением. Мальчики

переживают Эдипов комплекс

- вступает в конкурентные отношения за любовь к маме и в это время для него важен телесный контакт с мамой. Девочки

переживают комплекс Электры

, они вступают в конфликт с мамой за любовь к папе, и если нет контакта, то во взрослом возрасте она ищет для себя папу. На данной стадии девочки переживают комплекс кастрации

, у них появляется зависть к мальчику, и как результат девочка пытается доказать, что она не хуже мальчика и начинает вырабатывать в себе черты мужского поведения. г) стадия латентная

(скрытая), длится от 5 до 12 лет

, инстинкты спят и проявляются только в этом возрасте. д) генитальная длится от 12 до 18 лет

, здесь проявляется нормальный интерес к партнерам противоположного пола. Периодизация Э. Эриксона – эпигенетическаяконцепция психического развития

. Основной признак данной периодизации разрешение жизненных конфликтов, и он выделил 8 стадий

: 1 стадия - раннее младенчество, от 0 до 1 года

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Совокупность жестов
телодвижение жестикуляция невербальный интуиция Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и об ...

Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феномен предвосхищения
В силу физиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда. Зеркальные формы деятельности давно привлекали внимание ученых. Так ...

Волевая готовность к школьному обучению
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими вн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru