Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии

Страница 1

Возрастная периодизация

– это процесс деления всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии. Л.С Выготский выделяет 3 основные группы возрастной

периодизации: 1. Она основывается на биогенетическом законе Гетчинсон и Геккель

. Суть биогенетического закона заключается в том, что онтогенез кратко повторяет филогенез, т. е. человек в процессе своего индивидуального развития в сжатом виде проходит все стадии развития психики животных и человека. Гетчинсон выделяет 5 стадий

в развитии человека: а)

Стадия рытья и копания от рождения до 5ти лет; б)

Стадия охоты и захвата от 5ти до 11ти лет

(у детей появляется агрессия, жестокость). в) Стадия пастушечья от 8 до 12 лет

, т. е. в это время дети стремятся создать свой уголок, уединиться, заводят домашних животных. г) стадия земледельческаяот11 до 15 лет

– в это время у детей проявляется любовь к огороду. д) стадия современного человека, от 14 до 20 лет

, у детей появляется интерес к деньгам и к точным наукам.

Вторая группа возрастных периодизаций называется моносимптоматические

– в основе их лежит один, какой – то симптом или один признак. Их существует много, но рассматривают 5. 1

периодизация Блонского

в основе данной периодизации лежит один признак – дентиция (процесс смены зубов), он выделял 3 стадии: а)

беззубое детство

– длится от рождения до прорезывания зубов, от 0 до 2х лет; б) детство молочных

зубов – оно длиться до начала смены зубов, с 2 до: -7 лет; в), детство постоянных зубов– заканчивается появлением зубов мудрости. Периодизация З. Фрейда

– называется психосексуального развития – ребенок от рождения наделен сексуальностью, называется либидо, энергия, направленная на получение удовольствия, на окружающих, работу. Она может перемещаться по различным участкам тела – эрогенным зонам. Основной признак, на котором основывается периодизация З. Фрейда

это перемещение энергии либидо по эрогенным зонам и он выделяет 5 стадий психосексуального

развития: а) оральная – длится от 0 до 1,5 лет

, т. к. ротовая полость является эрогенной зоной, и ребенок в этот период все тянет в рот. Основное психическое образование, которое формируется на данной стадии – это доверие к окружающему миру, т. е если стадия проходит неблагополучно, ребенок недополучает любви от мамы, то у него формируется недоверие к окружающему миру. б) анальная – длится от 1,5 до 3х лет.

Эрогенной зоной является анальное отверстие, ребенок проявляет интерес к продуктам его жизнедеятельности. Может пройти либо благоприятно, либо нет. Если протекает неблагополучно, то тогда вырастает анально-фиксированная личность, и ее 2 типа: 1тип аккуратные

, сверхпедантичные люди, смысл жизни в порядке, они тревожные, у них страсть к накопительству, жадность. 2 тип – люди неаккуратные

, неряшливые, у них культурно – гигиенические навыки не сформированы. в) Фаллическая

– лица от 3х до 5ти лет

, эрогенной зоной становятся половые органы ребенка, и он начинает интересоваться своим строением. Мальчики

переживают Эдипов комплекс

- вступает в конкурентные отношения за любовь к маме и в это время для него важен телесный контакт с мамой. Девочки

переживают комплекс Электры

, они вступают в конфликт с мамой за любовь к папе, и если нет контакта, то во взрослом возрасте она ищет для себя папу. На данной стадии девочки переживают комплекс кастрации

, у них появляется зависть к мальчику, и как результат девочка пытается доказать, что она не хуже мальчика и начинает вырабатывать в себе черты мужского поведения. г) стадия латентная

(скрытая), длится от 5 до 12 лет

, инстинкты спят и проявляются только в этом возрасте. д) генитальная длится от 12 до 18 лет

, здесь проявляется нормальный интерес к партнерам противоположного пола. Периодизация Э. Эриксона – эпигенетическаяконцепция психического развития

. Основной признак данной периодизации разрешение жизненных конфликтов, и он выделил 8 стадий

: 1 стадия - раннее младенчество, от 0 до 1 года

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Понятие ценности
Разные авторы, отталкиваясь от разных подходов к проблематике мотивации, дают множество определений понятию ценность. Рассмотрим основные из них. Взгляд социальной психологии на проблему ценностей, определял ценность как предмет или явле ...

Межличностные отношения как важный фактор, влияющий на социальный статус подростка
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее отмечаются измен ...

Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном возрасте
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств и психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличающее его от других людей. Имеет 2 основных направления: биологическое (продолжение и сохранен ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru