Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии
Возрастная периодизация
– это процесс деления всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии. Л.С Выготский выделяет 3 основные группы возрастной
периодизации: 1. Она основывается на биогенетическом законе Гетчинсон и Геккель
. Суть биогенетического закона заключается в том, что онтогенез кратко повторяет филогенез, т. е. человек в процессе своего индивидуального развития в сжатом виде проходит все стадии развития психики животных и человека. Гетчинсон выделяет 5 стадий
в развитии человека: а)
Стадия рытья и копания от рождения до 5ти лет; б)
Стадия охоты и захвата от 5ти до 11ти лет
(у детей появляется агрессия, жестокость). в) Стадия пастушечья от 8 до 12 лет
, т. е. в это время дети стремятся создать свой уголок, уединиться, заводят домашних животных. г) стадия земледельческаяот11 до 15 лет
– в это время у детей проявляется любовь к огороду. д) стадия современного человека, от 14 до 20 лет
, у детей появляется интерес к деньгам и к точным наукам.
Вторая группа возрастных периодизаций называется моносимптоматические
– в основе их лежит один, какой – то симптом или один признак. Их существует много, но рассматривают 5. 1
– периодизация Блонского
в основе данной периодизации лежит один признак – дентиция (процесс смены зубов), он выделял 3 стадии: а)
беззубое детство
– длится от рождения до прорезывания зубов, от 0 до 2х лет; б) детство молочных
зубов – оно длиться до начала смены зубов, с 2 до: -7 лет; в), детство постоянных зубов– заканчивается появлением зубов мудрости. Периодизация З. Фрейда
– называется психосексуального развития – ребенок от рождения наделен сексуальностью, называется либидо, энергия, направленная на получение удовольствия, на окружающих, работу. Она может перемещаться по различным участкам тела – эрогенным зонам. Основной признак, на котором основывается периодизация З. Фрейда
это перемещение энергии либидо по эрогенным зонам и он выделяет 5 стадий психосексуального
развития: а) оральная – длится от 0 до 1,5 лет
, т. к. ротовая полость является эрогенной зоной, и ребенок в этот период все тянет в рот. Основное психическое образование, которое формируется на данной стадии – это доверие к окружающему миру, т. е если стадия проходит неблагополучно, ребенок недополучает любви от мамы, то у него формируется недоверие к окружающему миру. б) анальная – длится от 1,5 до 3х лет.
Эрогенной зоной является анальное отверстие, ребенок проявляет интерес к продуктам его жизнедеятельности. Может пройти либо благоприятно, либо нет. Если протекает неблагополучно, то тогда вырастает анально-фиксированная личность, и ее 2 типа: 1тип аккуратные
, сверхпедантичные люди, смысл жизни в порядке, они тревожные, у них страсть к накопительству, жадность. 2 тип – люди неаккуратные
, неряшливые, у них культурно – гигиенические навыки не сформированы. в) Фаллическая
– лица от 3х до 5ти лет
, эрогенной зоной становятся половые органы ребенка, и он начинает интересоваться своим строением. Мальчики
переживают Эдипов комплекс
- вступает в конкурентные отношения за любовь к маме и в это время для него важен телесный контакт с мамой. Девочки
переживают комплекс Электры
, они вступают в конфликт с мамой за любовь к папе, и если нет контакта, то во взрослом возрасте она ищет для себя папу. На данной стадии девочки переживают комплекс кастрации
, у них появляется зависть к мальчику, и как результат девочка пытается доказать, что она не хуже мальчика и начинает вырабатывать в себе черты мужского поведения. г) стадия латентная
(скрытая), длится от 5 до 12 лет
, инстинкты спят и проявляются только в этом возрасте. д) генитальная длится от 12 до 18 лет
, здесь проявляется нормальный интерес к партнерам противоположного пола. Периодизация Э. Эриксона – эпигенетическаяконцепция психического развития
. Основной признак данной периодизации разрешение жизненных конфликтов, и он выделил 8 стадий
: 1 стадия - раннее младенчество, от 0 до 1 года
Еще по теме:
Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда ...
Общение со сверстником и его роль в построении образа Я
Одним из важнейших новообразований подросткового периода является становление образа Я, которое тесно связано с формированием образа “другого”. Причем, значимого «другого», реакция которого важна для создания и укрепления «Я-концепции». В ...
Учебная деятельность
Ведущим видом деятельности у учащихся начальных классов является учебная деятельность.
Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Учебная деятельность не даётся человеку ...