Барьеры межличностной коммуникации

Барьеры коммуникации » Барьеры межличностной коммуникации

Страница 2

Главная проблема общения - отсутствие взаимопонимания. Выделим несколько основных принципов взаимопонимания в общении.

· Владение профессиональным языком.

Принцип предполагает использование профессиональной лексики для описания и объяснение возникающих ситуаций.

· Уровень взаимопонимания прямо связан с уровнем интеллектуального развития коммуникатора и реципиента.

Принцип имеет консервативный характер. Отсутствие взаимопонимания при условии существенной разницы уровня интеллектуального развития собеседников не только затрудняет общение, но и делает достижение конструктивного результата невозможным.

· Уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации.

Полная информация может быть дополнена полнотой изложения материала, фактов, а также открытым способом изложения собственной позиции.

· В основе эффекта взаимопонимания - логичность изложения и последовательность обоснования.

Понимание того, что хочет доказать собеседник, вытекает из того, насколько последовательно, и обстоятельно он излагает свою позицию. С ней можно согласиться или не согласиться, но такая позиция понятна.

· Концентрированность внимания.

Чтобы понять, нужно не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник.

Преодоление барьеров межличностной коммуникации

В отечественной научной литературе представление о проблеме преодоления барьеров речи связаны именем ученого Б.Ф. Поршнева.

Рассмотрим пути их преодоления.

1) Пути преодоления барьеров отрицательных эмоций.

· Барьер общения

Рационального способа поведения для преодоления барьеров общения, возникающих на основе отрицательных эмоций (гнев, пыл и т.д. ), который можно предложить всем без исключения, не существует, поскольку люди значительные наследственно и социально обусловленные вариации в степени их выраженности и контроля.

В процессе общения мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность человека могут многократно возрасти. В такой ситуации человек склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер становится объектом, на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком неэффективно, а в ряде случаев невозможно. Поэтому выход из такой ситуации- не демонстрация слабости, а наоборот, смелость или даже великодушие.

· Барьер плохого настроения

Преодоление эмоций, связанных с плохим настроением, ставится вопрос о том, вести или не вести диалог с человеком, переполненным отрицательным зарядом. В данной ситуации имеет место факт, что один из партнеров осознает свое состояние или у партнера. Так как плохое настроение часто передается собеседнику, ожидать достижения соглашения, взаимопонимания невозможно. Поэтому выход из такой ситуации- перенесение беседы либо вовсе отказ от беседы.

· Барьер первого впечатления

Преодоление барьера первого впечатления носит двойной характер. Сюда можно отнести такие составляющие как манера одеваться, манера выражать свои мысли, умение держать осанку, невербальные проявления. Для эффективности процесса коммуникации партнерам по общению необходимо осознавать, что внешний вид не играет важную роль. Важным является умение правильно излагать свои мысли.

2) Пути преодоления барьеров речи

· Логический барьер

Для преодоления барьера речи стоит обратить внимание на логический барьер. Логический барьер можно преодолеть лишь путем: «идти от партнера», пытаясь понять как он строил свои умозаключения.

· Стилистический барьер

Для преодоления стилистического барьера основывается на двух приемах структурирования информации:

Правило рамки

Суть состоит в том, что начало и конец разговора должны быть четко ограниченными. В начале любого разговора выясняется цели и намерения, ожидание и результаты. А в конце как правило подведение итогов, сделаны выводы. Это способствует наилучшему восприятию информации, так как существует психологический феномен, которым пользуются многие ораторы: люди запоминают лучше начало и конец информации. Начало информации способствует возникновению симпатии, а конец остается в памяти. Можно сказать, что начало и конец выступления чаще всего запоминается аудиторией.

В повседневной жизни правило рамки часто нарушается. Зачастую начав разговор по поводу одной проблемы, партнеры забывают о ней и завершают общение совсем по другому поводу. Такой разговор становится лишним. Не понятно к какому выводу пришли, а главное нужно возвращаться к этой проблеме снова.

· Правило цепи

Правило цепи определяет строение информации как бы «изнутри». Следовательно информация необходимая для анализа проблемы соединена в цепь по каким то признакам.

Способы соединения информационных цепей могут быть разные:

Это «во-первых», «во-вторых» и т.д.; информация может быть проранжирована. Также коммуникация может выстраивается в логических цепях. Например « если это так, то это тоже так». Использование правила цепи облегчает партнеру понимание информации.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психодиагностическая беседа
Возможность единения рисуночной («невербальной») продукции субъекта с вербальной само по себе расширяет возможности работы психолога по линии единения сознательной и бессознательной сфер психики индивида. Конкретный диалог позволяет не уп ...

Особенности межличностного конфликта
В обыденной речи понятие конфликта используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. В исследовании, посвященном изучени ...

Личность Зигмунда Фрейда, его философия и основные теории
Говоря о трудах Фрейда, необходимо учитывать и ту среду обитания, в которой он рос, получал базовые знания и определенные манеры, воспитывался и формировался как личность. Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru