Генезис изучения проблемы жизненного сценария

Материалы » Анализ воздействия жизненного сценария студентов на их эмоциональную сферу » Генезис изучения проблемы жизненного сценария

Страница 8

Отличие приказаний и разрешений от контрприказаний. Существуют следующие два основных отличия.

1. Контрприказания являются вербальными, приказания и разрешения изначально довербальны.

Контрприказания слышатся как слова и предложения, при этом часто можно определить, кто из родителей или парентальных фигур впервые их сказали. Если человек не выполнил одно из своих контрприказаний, то почувствует себя так, как будто услышал осуждение родителя, отдавшего приказ.[4]

Напротив, приказания и разрешения чаще всего не слышатся как слова. Их можно воспринимать в виде эмоций и телесных ощущений. Когда человек не подчиняется приказанию, он испытывает физический дискомфорт (сильное сердцебиение, головную боль, боль в животе и др.). Он также может испытывать и психическое переживание, например, депрессию, однако истинной причины этой депрессии не осознаёт. Человек обычно делает всё возможное, чтобы не противоречить приказаниям.[48]

2. Приказания и разрешения передаются в очень раннем возрасте (от 0 до 8 месяцев), а контрприказания в более позднем возрасте (от 8 месяцев и до 10-12 лет). [4]

Приказания и решения.

Роберт и Мэри Гулдинг обнаружили, что существует ограниченное количество видов приказаний - двенадцать. Человек может воспринять от своих родителей одно или несколько их этих двенадцати приказаний. Гулдинги дали название каждому виду приказаний. В ТА приказания обозначают словами, хотя на самом деле приказания – это невербальные послания. Принятые условные обозначения приказаний описывают возможные переживания ребёнка, принимающего такой вид послания. [17]

Каждое приказание имеет соответствующее разрешение. При анализе сценария, приказания традиционно начинаются со слова «Не (нельзя)…», а разрешения – фразой «Прекрасно (хорошо)…».

Не живи (Сгинь, Умри). Если человек думал о самоубийстве или предпринимал попытку к самоубийству, то, вероятнее всего, его сценарные послания включают приказание «Не живи». Такое приказание имеют и те люди, которые изо дня в день медленно убивают себя - наркоманы, алкоголики, или часто рискуют своей жизнью – альпинисты, гонщики, каскадёры. Это справедливо и в тех случаях, когда человек чувствует себя ущербным, ненужным или нелюбимым.

Такое приказание получают младенцы, родитель (один из родителей, редко - оба) которых в своём эго-состоянии Ребёнка чувствует, что родившийся ребёнок мешает или угрожает ему. Это может быть мать, у которой уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. «Совершенно случайно» она рожает ещё одного ребёнка. В эго-состоянии Ребёнка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!». На её месте может быть отец того же семейства, который день и ночь работает, чтобы содержать свою семью и теперь ему придётся работать ещё больше. Эти родители будут подавлять ярость своего Ребёнка, не признаваясь в своих чувствах даже себе, тем не менее, скрытыми способами они передают ребёнку свой отказ от него.[71]

Приказание «Не живи» могут передать своему ребёнку родители, которым из-за рождения ребёнка пришлось от чего-то отказаться. Например, от поступления в аспирантуру. Или от возможности много работать, чтобы не упустить шанс сделать карьеру. Такие родители, скорее всего, хотели ребёнка, но немного позже. И хотя ребёнок был желанным, родитель в эго-состоянии Ребёнка горевал по поводу отказа от своих планов.[68]

Ещё один частый случай, когда родители отдают ребёнку приказание «Не живи», - вынужденная женитьба. Молодые люди могли «по неосторожности» родить ребёнка, и вынуждены были пожениться, хотя один из них или они оба не хотели этого.

Не будь самим собой. Это приказание могут передавать родители, у которых родился мальчик, а они хотели девочку или наоборот. При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)». «Не будь самим собой» является более общим приказанием и передаётся обычно посланием: «Не будь самим собой. Будь другим ребёнком». Родители, чувствующие неприязнь к своему ребёнку, могут постоянно сравнивать его с другими детьми: «Маленький Ванечка Иванов уже сказал свои первые слова – какой умница! А ведь он на два месяца младше тебя». В данном случае родители хранят образ желаемого «идеального» ребёнка. Поэтому они положительно реагируют лишь на те аспекты своего реального ребёнка, которые напоминают этот образ, и игнорируют остальные.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Феноменология гендерного дисплея
Становление новой парадигмы маскулинности, получившей широкое распространение в последние 15 лет, тесно связано с общими тенденциями не только гендерных исследований, но всего современного человековедения и имеет несколько идейных источни ...

Толерантность в отношении национальных меньшинств
XXI век характеризуется все большим нарастанием глобализационных тенденций, и уже не осталось ни одной значимой сферы общественной деятельности, где бы эти тенденции не проявлялись. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, св ...

Исследование самосознания подростков в историческом контексте
В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствии получил название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru