Общие и специальные способности. Задатки и способности. Талант, гениальность, одаренность

Материалы » Общая психология » Общие и специальные способности. Задатки и способности. Талант, гениальность, одаренность

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности.

Специальные способности - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Талант - высшая степень способностей личности к определенной деятельности.

Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

Одаренность - высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой являются целесообразные изменения и преобразования предметов и явлений в интересах людей; она- условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Ведущая деятельность, ее виды - в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, в школьном - учение, а в зрелом возрасте главной деятельностью человека является труд.

Игровая деятельность - будучи главной формой проявления активности ребенка дошкольного возраста, является одновременно главным способом познания внешнего мира, отражения его в форме ощущений, восприятия, представлений и др.

Деятельность учения - это основной вид деятельности детей школьного возраста. Представляет собой активную, сознательную и целенаправленную деятельность, которая заключается в освоении знаний, произведенных человечеством с целью подготовки детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Обучение не ограничивается школьным возрастом. Человек учится всю жизнь.

Трудовая деятельность - вызывает потребности в знаниях, формирует общие и специальные способности человека. Общественная мотивация обучения более всего способствует глубокому усвоению знаний.

Структура деятельности. В структуре деятельности выделяются: 1) мотивы — побуждающие субъекта к деятельности; 2) цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности; 3) операции с помощью коих деятельность выполняется. Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии.

Общение-это разнообразные контакты между людьми, обусловленные потребностями совместной жизни ,общения и деятельности. Общение-явление глубоко социальное. Важная духовная потребность человека как общественного существа. Любая совместная деятельность, и в первую очередь трудовая, не может осуществляться успешно, если между теми, кто ее выполняет, не будут налажены соответствующие контакты и взаимопонимание.

Стороны общения:

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru