Генезис изучения проблемы жизненного сценария

Материалы » Анализ воздействия жизненного сценария студентов на их эмоциональную сферу » Генезис изучения проблемы жизненного сценария

Страница 6

Как уже известно, ребёнок постоянно ищет ответа на вопрос: «Как мне лучше всего добиться того, что я хочу?». Возможно, маленькая девочка замечает, что когда мать хочет чего-то от отца, она сначала начинает ругаться, а потом плачет. Ребёнок приходит к выводу: «Чтобы получить от людей, особенно от мужчин, то, что я хочу, нужно поступать как мама». В этом случае дочь копирует поведение матери. Скопированные паттерны поведения – это ещё один вид сценарных посланий.[18]

Сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): «не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Уйди! Быстрей! Не капризничай!» Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются и от сопровождающих их невербальных сигналов.

В других случаях ребёнку могут говорить не что он должен делать, а кем он является. Такие послания называются оценочными: «Ты глупый!»; «Моя маленькая девочка!»; «Ты кончишь в тюрьме!»; «Ты ничего не добьёшься!». Содержание оценок может быть позитивным или негативным, а их сила, как сценарных посланий, будет зависеть от сопровождающих их невербальных сигналов.

Иногда оценки могут передаваться косвенно, когда родитель говорит с кем-то о своём ребёнке в его присутствии или зная, что это станет известно ребёнку. Например: «Это – спокойный ребёнок»; «Она очень капризная»; «Ты же знаешь, он сильный». Подобные косвенные оценки ребёнок может воспринимать как сильные сценарные послания.

Чаще всего решения принимаются по истечении какого-то времени при реагировании на постоянно повторяющиеся сценарные послания. [4,48]

Однако бывает, что своё главное сценарное решение ребёнок принимает при реагировании на одно единственное событие, которое он воспринимает как особенно угрожающее. Такое событие называется травматическим. В день, когда произошло травматическое событие, «рождается» Ребёнок. Это значит, что мысли, чувства и паттерны поведения взрослого человека в эго-состоянии Ребёнка, будут точно соответствовать его мыслям, чувствам и поведению в тот день. Возможно, маленькую девочку склонил к сожительству её отец. Она может истолковать это травматическое событие как сверхмощное сценарное послание и «записать» в своё эго-состояние Ребёнка решение: «Больше я никогда не буду доверять мужчинам». Будучи взрослой женщиной, она, скорее всего, будет собирать марки обиды на мужчин, а её сценарной расплатой будет неожиданный уход от мужа, при хамартическом сценарии – убийство мужчины.

В метафоре Берна о стопке монет монета – это впечатления одного дня или, по-другому, сценарные послания одного дня. Плохо отшлифованные монеты – это травматические события и повторяющиеся послания.[4]

Сценарная матрица.

Сценарные послания родители передают из трёх своих эго-состояний, а ребёнок принимает эти послания и распределяет их в трёх своих эго-состояниях. Исходя из этого, Клод Штайнер разработал одну из центральных моделей в ТА – сценарную матрицу (рис.1).[55]

Рис. 1. Сценарная матрица

Овал: ДОвал: ВОвал: РОвал: ДОвал: ВОвал: ДОвал: РОвал: ВОвал: Р

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Юношеский возраст
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером ...

Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности
В российской психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к её изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой ...

Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru