Психологические особенности личности инвалидов, влияющие на их адаптационные способности
По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на нанесения оскорбления или причинения вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [5]
Выделяют следующие компоненты агрессивных реакций: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия, когда агрессивные действия опосредованно направлены на другое лицо; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и правил; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди приносят вред; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через звуковую форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины – выражает возможные убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести. [22]
В таблице №1 представлены результаты тестирования актуального эмоционального состояния испытуемых методикой СУПОС – 8; в таблице №2 показаны параметры враждебности и агрессивности, полученные опросником Басса и Дерки.
Таблица 1. Таблица значений и различий шкал методики СУПОС-8
ШКАЛЫ СУПОС-8 |
А) ГРУППА (N-9) |
В) ГРУППА (N-8) |
С) ГРУППА (N-95) |
ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ | |||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
t – STUDENT | |
психическое спокойствие |
17.3 |
3.5 |
16.6 |
3.9 |
14.6 |
5.1 |
- |
ощущение силы, энергии |
15.7 |
4.7 |
19.0 |
3.1 |
14.9 |
5.2 |
2–3 t-3.3 P < 0.02 |
стремление к действию |
11.7 |
2.3 |
15.7 |
4.3 |
11.0 |
4.4 |
2–3 t-2.8 P < 0.05 |
импульсивная реактивность |
6.8 |
5.6 |
13.6 |
5.9 |
8.5 |
5.1 |
1–2 t-2.3 – |
психическое беспокойство |
6.9 |
4.9 |
13.9 |
5.2 |
9.3 |
5.6 |
1–2 t-2.7 P < 0.05 |
страх, опасение |
6.0 |
4.9 |
12.3 |
4.3 |
5.5 |
4.2 |
1–2 t-2.7 P < 0.05 2–3 t-4.0 P < 0.01 |
Депрессия |
6.4 |
6.1 |
10.1 |
4.2 |
6.0 |
5.5 |
2–3 t-2.5 P < 0.05 |
Тоскливость |
7.2 |
5.1 |
8.9 |
3.0 |
5.0 |
4.9 |
2–3 t-3.1 P < 0.02 |
Еще по теме:
Формирование ценностей в подростковом возрасте
подросток психологический ценностный
Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни ...
Посттравматическое стрессовое расстройство в результате инвалидности
Человек умеет приспосабливаться к различным обстоятельствам; с изменением нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие в нас перемены помогают выжить, в какие бы условия мы ни попали. У людей, живущих высоко в горах, увеличивается объем л ...
Основные направления изучения девиантного поведения
Проблема девиантного поведения – это проблема гармонии личности и общества, проблема согласованности процессов их развития и функционирования.
Сложность этих двух феноменов закономерно привела к появлению большого спектра теорий, объясня ...