Психологические особенности личности инвалидов, влияющие на их адаптационные способности
По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на нанесения оскорбления или причинения вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [5]
Выделяют следующие компоненты агрессивных реакций: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия, когда агрессивные действия опосредованно направлены на другое лицо; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и правил; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди приносят вред; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через звуковую форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины – выражает возможные убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести. [22]
В таблице №1 представлены результаты тестирования актуального эмоционального состояния испытуемых методикой СУПОС – 8; в таблице №2 показаны параметры враждебности и агрессивности, полученные опросником Басса и Дерки.
Таблица 1. Таблица значений и различий шкал методики СУПОС-8
|
ШКАЛЫ СУПОС-8 |
А) ГРУППА (N-9) |
В) ГРУППА (N-8) |
С) ГРУППА (N-95) |
ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ | |||
|
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
t – STUDENT | |
|
психическое спокойствие |
17.3 |
3.5 |
16.6 |
3.9 |
14.6 |
5.1 |
- |
|
ощущение силы, энергии |
15.7 |
4.7 |
19.0 |
3.1 |
14.9 |
5.2 |
2–3 t-3.3 P < 0.02 |
|
стремление к действию |
11.7 |
2.3 |
15.7 |
4.3 |
11.0 |
4.4 |
2–3 t-2.8 P < 0.05 |
|
импульсивная реактивность |
6.8 |
5.6 |
13.6 |
5.9 |
8.5 |
5.1 |
1–2 t-2.3 – |
|
психическое беспокойство |
6.9 |
4.9 |
13.9 |
5.2 |
9.3 |
5.6 |
1–2 t-2.7 P < 0.05 |
|
страх, опасение |
6.0 |
4.9 |
12.3 |
4.3 |
5.5 |
4.2 |
1–2 t-2.7 P < 0.05 2–3 t-4.0 P < 0.01 |
|
Депрессия |
6.4 |
6.1 |
10.1 |
4.2 |
6.0 |
5.5 |
2–3 t-2.5 P < 0.05 |
|
Тоскливость |
7.2 |
5.1 |
8.9 |
3.0 |
5.0 |
4.9 |
2–3 t-3.1 P < 0.02 |
Еще по теме:
Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирический психофизический параллелизм познание
Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 168 ...
Особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в
дошкольном возрасте
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуще ...
Проблемы в развитии личности детей, лишенных родительского попечительства
Такие проблемы имеются на каждом возрастном этапе.
Дошкольники — это часто дети, которые попадают в детские дома из специальных учреждений медицинского типа. В таких учреждениях дети воспитываются до трех, иногда до четырех лет. Эти дети ...



