Психологические особенности личности инвалидов, влияющие на их адаптационные способности

Материалы » Психологические особенности личности инвалидов » Психологические особенности личности инвалидов, влияющие на их адаптационные способности

Страница 4

Неосознаваемые личностные проблемы ортопедических больных получены с помощью проективной телесно-ориентированной методики У. Касселя, адаптированной в России А. Хромовым, в 1999 г., направленной на выявление соматических нарушений, психических отклонений и личностных проблем человека. [13]

Испытуемому предъявлялись в определенной последовательности 20 стимулов теста. Каждое чернильное пятно методики сфокусировано на определенном теоретическом аспекте представления тела и определялось системой оценок, базирующейся на контент – анализе (качественный анализ интерпретации ответов), которые распределялись по 17 категориям и шкалам (количественный анализ).

По предположению автора методики Уилфреда Касселя, субъекты, страдающие физическими недугами, психосоматическими болезнями и извращенными реакциями, должны воспринимать в стимульных пятнах гораздо больше патологических анатомических структур, чем здоровые люди. Соматические чернильные кляксы у здоровых людей должны вызывать преимущественно нормальные анатомические ответы – образы, а у больных – патологические. Если ответы испытуемого отличаются от нормативных, то это свидетельствует о каких-то физических или психических отклонениях. Можно интерпретировать результаты диагностики как качественно, так и количественно.

В таблице №3 показана достоверность различий параметров методики SIS – I трех групп (количественный анализ).

Таблица 3. Сравнительная таблица категорий и шкал методики SIS-I

ШКАЛЫ SIS – I

1 ГРУППА (N-9)

2 ГРУППА (N-8)

3 ГРУППА (N-95)

ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ

M

SD

M

SD

M

SD

t – STUDENT

 

Шкала (R)

31.2

8.4

27.1

5.4

24.9

4.5

1–3 t-2.2

не достоверно

Образы человека

2.6

1.6

4.0

2.1

4.6

2.2

1–3 t-3.4 P < 0.01

Образы животного

10.1

4.5

6.1

2.5

6.9

3.1

-

анатомические ответы

10.0

7.9

7.4

2.0

8.2

3.8

-

сексуальные ответы

0.7

1.7

0.6

1.7

1.7

2.6

-

ответы движения

4.9

3.9

7.4

4.5

8.2

6.1

1–3 t-2.3 P < 0.05

типичные ответы

2.6

1.3

2.4

0.8

3.0

1.4

-

нормативные ответы

13.8

2.2

12.1

1.5

12.2

4.0

-

нетипичные ответы

6.0

2.3

7.5

1.5

6.0

3.7

1–2 t-2.0

не достоверно

положительные эмоции

0.6

0.7

1.1

1.1

1.6

1.5

1–3 t-3.7 P < 0.01

отвержение образа

7.7

4.8

6.0

3.0

3.8

3.5

1–3 t-2.3 P < 0.05

вытеснение

3.6

0.7

1.7

2.0

3.7

1.7

-

патологическая анатомия

1.3

3.0

2.3

3.3

1.6

1.9

-

Депрессия

2.9

2.5

4.4

3.8

2.3

2.4

-

Агрессия

1.4

1.8

0.6

1.1

2.5

3.4

2–3 t-3.4 P < 0.02

Паранойя

0.8

1.6

0.3

0.5

1.0

2.2

2–3 t-2.8 P < 0.05

ответы сердца

1.7

1.0

0.9

0.8

1.3

1.1

-

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Развитие речи в онтогенезе
Давно уже доказано, что ребенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только если подхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когда дети, выросшие среди животных, осваивали сигнальную систем ...

Гендерная социализация как условие формирования гендерного дисплея в юношеском возрасте
Каждый период жизни ставит перед человеком задачи развития, требующие для своего решения новых навыков и иного отношения. Большинство психологов утверждают, что подрастающее поколение неизбежно сталкивается с двумя важными задачами: Дост ...

Осознание причинности и проблема интерпретации собственного поведения
В психологии проблема осознания исследовалась в рамках экспериментально-теоретического анализа сознания. В глубинной психологии [17],[55] анализ осознания осуществлялся в контексте учения о бессознательной области в психике человека. Под ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru