Психологические особенности личности инвалидов, влияющие на их адаптационные способности
Неосознаваемые личностные проблемы ортопедических больных получены с помощью проективной телесно-ориентированной методики У. Касселя, адаптированной в России А. Хромовым, в 1999 г., направленной на выявление соматических нарушений, психических отклонений и личностных проблем человека. [13]
Испытуемому предъявлялись в определенной последовательности 20 стимулов теста. Каждое чернильное пятно методики сфокусировано на определенном теоретическом аспекте представления тела и определялось системой оценок, базирующейся на контент – анализе (качественный анализ интерпретации ответов), которые распределялись по 17 категориям и шкалам (количественный анализ).
По предположению автора методики Уилфреда Касселя, субъекты, страдающие физическими недугами, психосоматическими болезнями и извращенными реакциями, должны воспринимать в стимульных пятнах гораздо больше патологических анатомических структур, чем здоровые люди. Соматические чернильные кляксы у здоровых людей должны вызывать преимущественно нормальные анатомические ответы – образы, а у больных – патологические. Если ответы испытуемого отличаются от нормативных, то это свидетельствует о каких-то физических или психических отклонениях. Можно интерпретировать результаты диагностики как качественно, так и количественно.
В таблице №3 показана достоверность различий параметров методики SIS – I трех групп (количественный анализ).
Таблица 3. Сравнительная таблица категорий и шкал методики SIS-I
|
ШКАЛЫ SIS – I |
1 ГРУППА (N-9) |
2 ГРУППА (N-8) |
3 ГРУППА (N-95) |
ДОСТОВЕРНОСТЬ РАЗЛИЧИЙ | ||||
|
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
t – STUDENT | ||
|
Шкала (R) |
31.2 |
8.4 |
27.1 |
5.4 |
24.9 |
4.5 |
1–3 t-2.2 не достоверно | |
|
Образы человека |
2.6 |
1.6 |
4.0 |
2.1 |
4.6 |
2.2 |
1–3 t-3.4 P < 0.01 | |
|
Образы животного |
10.1 |
4.5 |
6.1 |
2.5 |
6.9 |
3.1 |
- | |
|
анатомические ответы |
10.0 |
7.9 |
7.4 |
2.0 |
8.2 |
3.8 |
- | |
|
сексуальные ответы |
0.7 |
1.7 |
0.6 |
1.7 |
1.7 |
2.6 |
- | |
|
ответы движения |
4.9 |
3.9 |
7.4 |
4.5 |
8.2 |
6.1 |
1–3 t-2.3 P < 0.05 | |
|
типичные ответы |
2.6 |
1.3 |
2.4 |
0.8 |
3.0 |
1.4 |
- | |
|
нормативные ответы |
13.8 |
2.2 |
12.1 |
1.5 |
12.2 |
4.0 |
- | |
|
нетипичные ответы |
6.0 |
2.3 |
7.5 |
1.5 |
6.0 |
3.7 |
1–2 t-2.0 не достоверно | |
|
положительные эмоции |
0.6 |
0.7 |
1.1 |
1.1 |
1.6 |
1.5 |
1–3 t-3.7 P < 0.01 | |
|
отвержение образа |
7.7 |
4.8 |
6.0 |
3.0 |
3.8 |
3.5 |
1–3 t-2.3 P < 0.05 | |
|
вытеснение |
3.6 |
0.7 |
1.7 |
2.0 |
3.7 |
1.7 |
- | |
|
патологическая анатомия |
1.3 |
3.0 |
2.3 |
3.3 |
1.6 |
1.9 |
- | |
|
Депрессия |
2.9 |
2.5 |
4.4 |
3.8 |
2.3 |
2.4 |
- | |
|
Агрессия |
1.4 |
1.8 |
0.6 |
1.1 |
2.5 |
3.4 |
2–3 t-3.4 P < 0.02 | |
|
Паранойя |
0.8 |
1.6 |
0.3 |
0.5 |
1.0 |
2.2 |
2–3 t-2.8 P < 0.05 | |
|
ответы сердца |
1.7 |
1.0 |
0.9 |
0.8 |
1.3 |
1.1 |
- | |
Еще по теме:
Психологические особенности старшего подросткового возраста
С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со ...
Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки
Исключительная профессиональная ответственность и социальная значимость правового оценивания и правовых оценок, которые реализует каждый юрист в своей профессиональной деятельности, обязывает искать и разрабатывать различные психотехники ...
Младший школьный возраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетического
вкуса
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его формировании его художественно-эстетического вкуса.
Эстетическое развитие личности начинаетс ...



