Особенности отношений с близкими и далекими сверстниками в подростковом возрасте

Материалы » Роль близкого сверстника в становление образа "Я" подростка » Особенности отношений с близкими и далекими сверстниками в подростковом возрасте

На основе анализа

психологической и педагогической литературы о подростковом возрасте, о значимости сверстников в этом возрасте, выделяют основные функции и особенности близких и далеких отношений в подростковом возрасте

[36].

Функции и особенности близких отношений:

· Через отношения с близким сверстником часто происходит преодоление первичной идентификации с родителями;

· Подросткам нужны близкие друзья, на которых можно положиться и которые могут их понять. Они делятся не только своими секретами, но и чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов;

· Подростковый возраст – это время “проб”. Ребенок пробует себя в различных сферах: интеллектуальной, социальной, личностной, межличностной. Эти пробы осуществляются через конфликт. Результат конфликта часто бывает неудовлетворительным, и это сказывается на самочувствии подростка. В этих случаях помощь друга является терапевтической. Близкие отношения со сверстниками менее связаны с осуждением, чем отношения с далекими сверстниками и родителями;

· Близкие сверстники увеличивают самоуважение друг друга. Повышают самооценку, обеспечивают эмоциональную поддержку;

· Взаимодействие близких друзей отличается как по способу, так и по предмету. Например, темы, которые обсуждают близкие друзья, обычно не затрагивают далекие сверстники. В близкой дружбе со сверстником подростки осваивают определенного типа противоречия, приобретая при этом все новые средства и способы видения и управления конфликтом и осваивая авторскую субъектную позицию.

· Общение с друзьями помогает пережить сложности подросткового возраста, такие как непонимание родителей, учителей, а также трудности в общении со сверстниками;

· Личностные ценности формируются и развиваются в основном в близких отношениях. Друзья, в основном, разделяют одни и те же верования и точки зрения;

· Друзья, разделяя одни ценности, нормы, интересы, помогают обрести уверенность перед “более широким кругом общения”;

· Близкие отношения повышают социальный статус подростка;

· Лишь в близких, доверительных отношениях подросток может выражать свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания и волнующие мысли, затрагивающие прежде всего ядро личности, субъектное содержание собственного образа".

Функции и особенности далеких отношений

:

· Взаимодействие менее эмоционально;

· Оценка друг друга более объективна. Здесь не примешиваются чувства, субъективное личностное мнение. Если друзья обычно принимают мнение друг друга, пытаются понять обсудить его, то в далеких отношениях существует некий барьер: подростку сложнее высказать свое мнение далекому сверстнику, т.к. он боится встретить жесткую критику, или безразличие, которое он припишет не предмету обсуждения, а себе лично, в силу своего нестабильного состояния и положения вообще;

· В далеких отношениях более ценны когнитивные способности, а в близких – личностные качества;

· Этот круг общения более разнороден, следовательно, у подростка есть возможность сравнить себя с другими, оценить все свои все плюсы и минусы;

· Сравнивая себя с “другими” подросток понимает, кто он, что он за личность, и кем он является в социуме. Отношения “других” к нему показывают, насколько он социально желателен;

· В далеких отношениях более объективна обратная связь, подросток часто оказывается лицом к лицу с осуждениями, не смягченными языком близости.

· Далекие отношения корректируют излишне повышенную самооценку, самосознание, сформулированные в близких отношениях [2].

В нашей работе речь пойдет именно о влиянии близких сверстников на становление образа Я подростка.

Еще по теме:

Развитие личности под влиянием творчества
Преобразование личности после пробуждения творчества похоже на чудо и со стороны многим чудом и кажется. Говорят о пробуждении таланта. Талант же подчас представляют как что-то вроде дорогой старинной монеты, которая неожиданно попалась ч ...

Факторы, влияющие на профессиональный выбор
Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы [10]. Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, ко ...

Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
При изучении взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов возникает ряд трудностей, решение которых определяет логику эмпирических исследований. На наш взгляд, наиболее важным является вопрос конъюнктивности двух психичес ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru