Роль близкого сверстника в становление образа "Я" подростка
На сегодняшний день в психологической науке имеется относительно большое количество данных, полученных в ходе различных исследований, посвященных проблемам и особенностям подросткового возраста. Принимая во внимание его сложность, многогранность и исключительную значимость как периода в онтогенетическом развитии человека, психологи и педагоги исследуют проблемы становления самосознания подростка, развитие рефлексии, конфликтной компетентности и т.д. Немалое внимание уделяется проблемам отношений, межличностному общению и становлению образа Я, который, согласно концепции М.И. Лисиной, может рассматриваться только в системе отношений и является продуктом общения. Поиск определений и определенности границ Я происходит через соотнесение Я в собственном восприятии и в восприятии других людей. Подростковый путь к индивидуальности лежит прежде всего через общение с другими, мнения которых являются важнейшим строительным материалом образа Я. Как известно, одной из главных тенденций данного периода является переориентация общения с родителей и учителей на сверстников, общение с которыми в подростковом возрасте выделяется в совершенно особую деятельность, предметом которой является другой человек, познание этого человека, а также познание самого себя в сравнении с ним. Причем, этот другой человек должен быть значимым, т.е. таковым, реакция которого важна для создания и укрепления «Я-концепции».
Поскольку среди значимых других (близких по возрасту) подростки выделяют как друзей, так и родных сверстников, то нас заинтересовали особенности этих отношений в сравнении и возможные различия в путях становления Я-образа в процессе реализации этих отношений. Необходимо отметить, что данное направление не имеет широкой разработки в отечественной психологии, и в этом смысле определенную ценность и интерес может представлять новизна работы.
В прошлом своем исследовании нам удалось обнаружить особенности становления образа Я девочки-подростка в отношениях с близкой подругой и родной сестрой [27]. На основании полученных данных были сделаны выводы о том, что близкое кровное родство в подростковом возрасте еще не гарантия близких взаимоотношений и адекватного пути построения образа Я. С сестрой девочка-подросток не может преодолеть эгоцентрическую позицию, посмотреть на себя с позиции другого человека. И наоборот, в общении с подругой выстраивается более адекватное виденье себя, а, следовательно, обеспечиваются условия и для более адекватного формирования собственного Я-образа.
Данное исследование посвящено изучению гендерного аспекта влияния близкого сверстника на становление образа Я подростка. Известно, что дружеские отношения мальчиков и девочек имеют несколько различный характер. Если для девочек основным является поиск близости и эмоциональный компонент дружбы, то у мальчиков отношения ориентированы на совместные действия. На этом основании можно предположить, что и характер общения с другом и братом у мальчика будет отличаться от характера общения с подругой и сестрой у девочки, а, следовательно, и особенности построения образа Я в этих отношения также будут иметь различные особенности и нюансы.
- Подростковый возраст и его психологическое содержание
- Общение со сверстником и его роль в построении образа Я
- Особенности отношений с близкими и далекими сверстниками в подростковом возрасте
- Понятие гендера
- Гендерные различия
- Гендерная специфика дружеских отношений
- Заключение
Еще по теме:
Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые ...
Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии
Предмет психологии
- наука о душе, которая изучает психику человека, включая психические процессы свойства, состояния. Психика
– свойство высоко организованной материи отражать объективно существующую действительность и на основе формир ...
Ощущение как психический процесс
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Физиологической основой ощущений является деятель ...