Теоретические подходы в определении самосознания

Материалы » Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте » Теоретические подходы в определении самосознания

Страница 2

Однако А.Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа».

Самосознание представляет собой некоторое действие, акт, с помощью которого все предметы и процессы, которые я могу воспринимать, относятся мною к тому, что можно назвать «Я».

В структуре нашего самосознания «Я» играет особую роль. Любые действия – и предметные, и психологические могут выступать в качестве действий направленных на соотнесение с «Я» и тогда они выступают в качестве действий реализации самосознания. Это действие соотносится с «Я» и, тем самым, является самосознательным действием.

Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Самосознание же осуществляет выбор поведения с учетом Я – концепции.

Самосознание повышает эффективность деятельности, однако оно способствует появлению рассогласования между реальным поведением и Я – концепцией. Если их невозможно устранить путем предметной деятельности, то включаются механизмы психологической самозащиты делающие это рассогласование более терпимым. Защитные механизмы могут обнаруживаться в любом поведении [31].

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания, как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом; процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфической деятельности.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: « Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем» [28].

Хотя самосознание и возникает вследствие развития сознания, между ними имеется и существенная разница. Осознание самого себя в начале всегда возникает в результате отождествления самого себя с тем, что я считаю непосредственно относящимся ко мне. Это, прежде всего, мое тело, мои близкие, предметы, которые принадлежат мне [31].

Основой самосознания является психическое отражение – естественное явление, возникающее в процессе усложнения и обогащения реактивности живого организма на условия внешней среды. Психическое отражение – качественно новая ступень отражения – физиологического. Последний сформировался на основе фундаментального – физического [9].

Самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон – когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (самоконтроль). Самосознание – рефлексия – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ – все вместе ведут к развитию рефлексии [26].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Подведение итогов и уточнение гипотезы
Интерес к теории атрибуции связан с тем, что она имеет в своем арсенале объяснительные принципы для множества феноменов, часть которых выходит за пределы интересов социальной психологии. В то же время, искусственное расширение границ при ...

Сексуальная сфера личности
За последние 50 лет произошли огромные изменения в сексуальных установках. Однако недавние исследования говорят о том, что действительное сексуальное поведение может оказаться не таким свободным, как иногда предполагается. Понимание патте ...

Приемы изменения психики "обращенного"
Во многих странах основой для классификации сект является не само конкретное вероучение, а способы воздействия на человека. Среди основных целей тоталитарной секты - организация такой ситуации, в которой неэффективны выработанные ранее за ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru