Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте

Материалы » Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте

Психологическое понимание феномена личности неразрывно связано с категорией самосознания. В современной психологической науке проблема самосознания человека и его внутреннего мира занимает одно из ведущих мест и это не случайно. Самосознание, являясь ядерной личностной структурой, оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека (Б.Д. Ананьев, Л.И. Божович, У. Джеймс, И.С. Кон, Т. Мак-Партланд, К. Хорни, Л.С. Рубинштейн, В.С. Мерлин, А.Г. Столин, И.И. Чеснокова и др.). От уровня и характера самосознания зависит то, в какой мере человек в состоянии сам создавать свою личность, и какую личность он создает.

Элементарные проявления самосознания в онтогенезе, возникают очень рано. Однако наиболее интенсивно оно развивается в подростковом возрасте, что обусловливается появлением качественно новой социальной ситуации развития, которая определяет строго закономерным образом весь стиль жизни ребенка. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий проявляется в изменении внутренней позиции подростка, что обуславливает возникновение у него новой потребности, выступающей в форме стремления к взрослости и самостоятельности. В связи с этим значительно повышается восприимчивость его к усвоению норм и способов поведения, а также ценностных ориентаций, свойственных взрослым людям. Происходит своеобразная переориентация с детских норм и ценностей на нормы и ценности взрослых. Стремясь удовлетворить эту наиболее актуальную, социально значимую потребность и занять достойное место среди сверстников и взрослых, подросток невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своего поведения и деятельности, всматриваться в себя, сравнивать себя с взрослыми и ровесниками, взвешивать свои возможности, выискивать недостатки, задумываться над самоусовершенствованием.

Таким образом, самосознание в подростковом возрасте становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития личности. Исследование особенностей самосознания подростков является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем, но наиболее эффективным оно может быть только с учетом психологических особенностей пола. Между тем, серьезное исследование психологии половых различий в этом возрасте только еще начинается, и эмпирические данные весьма противоречивы.

В таком случае тема нашего исследования звучит как «Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте».

Еще по теме:

Субъект совместной деятельности
Анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности демонстрирует широкий спектр представлений о ее субъекте. Однако за всем этим конкретным многообразием просматривается несколько общих схем его описания. В знач ...

Природные источники инфразвука
Ни для кого не секрет, что окружающая нас среда буквально пронизана инфразвуковыми колебаниями, среди природных источников инфразвука называют волны, землетрясения, ураганы, извержения вулканов, резкие колебания давления в атмосфере и пр. ...

Психофизиологические методики
Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б.М. Тепл ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru