Теоретические подходы в определении самосознания
1. Принятие родителями ребенка.
2. Установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение.
3. Предоставление ребенку свободы действия в установленных родителями границах.
В. Куперский особенно подчеркивает необходимость, с одной стороны, строгого контроля, а с другой – теплое отношение к ребенку и его внутреннее принятие.
Обычно самооценку интерпретируют как одномерную переменную, которая складывается из множества конкретных представлений индивида о себе. Однако есть немалый смысл в том, чтобы выделить ряд универсальных аспектов самооценки на основе более общего теоретико-личностного подхода. Это дает возможность сделать ее анализ менее зависимым от особенностей каждого индивида, опираясь на то, что, так или иначе, объединяет всех [33].
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки, в том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудности очередного действия, порождает конформизм двух тенденций: с одной стороны – стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой стороны - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе – соответственно снижается.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего, тем, что иногда смутно осознается и плохо учитывается прошлый успех или неудача. В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.
Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ-го века американский психолог У. Джонс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает [45].
Понятие самоуважения многозначно. Во-первых, это чрезвычайно важный компонент самосознания; а во-вторых, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего личного и идеального «Я». Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень отношения индивида к самому себе. Но высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальное поведение человека. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального и реального «Я» – вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания [38].
У. Джеймс предложил формулу, где числитель выражал реальные достижения, а знаменатель – притязания человека:
Самоуважение = (успех) / (притязание).
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно [45].
Исходя из вышеперечисленных теорий мы можем сделать следующий вывод:
Самосознание, являясь вершиной сознания, позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни. Это процесс, результатом которого является развитие и становления личности.
Еще по теме:
Психология уверенного поведения
Сам термин "ассертивность" появился в обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно – около десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается. Вкратце, способность к асс ...
Основные психологические аспекты понятий " семья" и " брак"
Брак - это исторически изменяющаяся форма отношений между мужем и женой, на основании чего упорядочивается их половую жизнь и усматривает их супружеские права и обязанности [18].
Семья - более сложная система взаимоотношений, чем, брак, ...
Стрессоры в семье
Современный человек постоянно испытывает повышенную психическую нагрузку, воздействие внешних факторов среды. Ему приходится слишком много видеть, слышать, ощущать, оценивать, принимать решения, бегать, уставать и так далее.
Оказалось, ч ...