Приемы изменения психики "обращенного"

Материалы » Агрессивное разрушение личности тоталитарной сектой » Приемы изменения психики "обращенного"

Во многих странах основой для классификации сект является не само конкретное вероучение, а способы воздействия на человека. Среди основных целей тоталитарной секты - организация такой ситуации, в которой неэффективны выработанные ранее защитные механизмы психики, то есть создание обстановки повышающей предрасположенность к внушению, облегчающей контроль за мышлением. И то, и другое ведет за собой общую деградацию чувств и интеллекта[2].

Контроль над временем и поведением ведет к "вынужденной беспомощности", поскольку постоянно отслеживается, где и с кем "новообращенный" живет, от кого находится в различной зависимости. Вводится правило, что для каждого существенного поступка необходимо спросить разрешение. Вырабатывается психология "пешки", неизбежно ведущая к дрессуре беспомощности.

Человек, обращаясь к другим духовным убеждениям, расшатывает основания своих базовых представлений тем быстрее, чем активнее ему помогают в разрушении исходных ценностей и построении на их месте новых, удобных для секты.

Нередко в секте практикуется использование "специального" языка.

Основным же механизмом психического воздействия на новичков является внушение. Оно предполагает бесконфликтное приятие некой информации; в его ходе частично снижается уровень сознательного анализа и критичности. Эффективность такой формы заключается в том, что каждое слово внушающего находит безусловно благожелательный отклик в его чувствах и впечатлениях, и доверие к внушению возрастает. Функция активного контроля сознания, обычно направленная на проверку внушения на соответствие его реальным свойствам окружающей среды, становится как бы излишней, избыточной. Потребность в проверке постепенно ослабевает до степени бессознательного отождествления информации, поступающей от внушающего, с восприятием окружающего мира. Внушение также может проходить в специальной обстановке с применением особых гипнотических техник.

У разных людей внушаемость существенно различается. Есть люди, повышенно внушаемые, и эта их особенность активно используется. К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся такие психические особенности личности, как неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности, покорность, стеснительность, робость, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональная впечатлительность, слабость логического мышления, ориентация на внешнее управление. Кроме этих психических особенностей на внушаемость, ведущую к принудительной (подсознательной) модификации поведения, влияют и специальные условия воздействия: боль, одиночество, интенсивный цвет, несинхронная речь, повторение стереотипных вопросов.

Внушаемость повышается и у уравновешенных образованных людей в экстремальных ситуациях (собственная болезнь, смерть близких и т.п.).

Сенсорная изоляция, вызванная разрывом отношений с близкими, знакомыми, отключением от средств массовой информации, приводит к депривации (обеднению нормальной информационной среды), а это, в свою очередь, формирует чувственный и эмоциональный голод, обусловливая апатию и заторможенность, которые периодически сменяются эйфорией. На этом неустойчивом эмоциональном фоне, в прямой зависимости от уровня эмоционального возбуждения, наблюдаются нарушения памяти, а на базе частичной памяти отмечается формирование специфической узости мышления.

Ритм и музыка глубинно влияют на психику. Меняя характер музыки, можно направлять психологические процессы. Воздействие музыки может быть как положительным, так и отрицательным - возбуждающим, приближающимся к наркотическому эффекту. Еще Платон в своем "Государстве" предостерегал: "Нужно избегать введения нового рода музыки – это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области". Этой же позиции придерживался и Аристотель, который отмечал: "Только музыка имеет силу формировать характер. При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства".

Еще по теме:

Типология детско-подростковой дезадаптации
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость". Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправ ...

Основные достижения и закономерности психического развития младенца
Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Первое полугодие жизни - совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Это отношение является положительным и бескорыстным. В первом пол ...

История социально-психологической диагностики. Современные проблемы
Каждая из психологических дисциплин имеет свою историю развития и становления, которую можно представить в виде определенных стадий или основных этапов. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru