Исследование самосознания подростков в историческом контексте

Материалы » Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте » Исследование самосознания подростков в историческом контексте

Страница 2

Желание психологов описать универсальные законы развития оставляет впечатление ширмы, за которой скрывается определяющее влияние исторического процесса на развитие человека.

М. Дебесс, известный французский специалист по подростковому возрасту, считал, что «ошибкой было бы думать, что юность меняется вслед за эпохой… Конечно, в ней отражается веяние своего времени. Но позади изменчивых образов юности стоит вечная юность во все времена, верная сама себе в своих тенденциях, законах развития, своих представлениях о мире вещей в мире людей. Именно эти закономерности нуждаются в открытии и определении».

С тех пор различные теоретические, и особенно недавние эмпирические исследования в русле так называемой новой социальной истории, показали иллюзорность представления о психологическом развитии, как основанном на неизменных законах. Вне исторических, материальных и культурных условий. Бесспорным новатором в этой области является Филипп Ариес. Он считает «датой рождения» отрочества период 1900-х годов, а юношеское сознание как чувство принадлежности к группе, имеющей общие заботы и устремления, в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны. С этого момента отрочество распространилось во времени, оттесняя детство вверх по течению жизни, а зрелость – вниз. Таким образом, совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе ХХ-го века, когда отрочество становится любимым возрастом [33].

С. Холл в 1904-м году опубликовал свое первое исследование по отрочеству, в котором впервые описал амбивалентность и парадоксальность подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. Содержание подросткового периода С. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человечество приобретает «чувство индивидуальности». Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первым предложил концепцию, объясняющих данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления С. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста, и сегодня представляют ядро психологии подросткового возраста [14].

Первыми систематическими исследованиями подросткового самосознания за рубежом занимался представитель биогенетической теории – немецкий философ, психолог Э. Шпрангер. Он считал, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности. Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского (у девушек с 13 до 19 лет, у мальчиков с 14-ти до 21-го года). Первая фаза этого возраста – собственно подростковая – ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Он описал три типа развития отрочества: первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как «второе рождение», в итоге которого возникает новое «Я». Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной жизни. Третий тип – процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя [17].

Л.С. Выготский имел свою точку зрения на данный вопрос и разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как таковой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях [33].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Виды популярной японской кинопродукции в российском культурном пространстве
Взлет популярности японского жанрового кино произошел неожиданно и в то же время его с нетерпением ждали кинокритики во всем мире. Это сейчас они могут говорить: «японское кино всегда было культовым». О нем узнали лишь тогда, когда плодор ...

Понятие о жизнестойкости личности. Структура и модели
Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой рабо ...

Детско-родительские отношения на разных уровнях развития обществ
подростковый эмоциональный межличностный профессиональный Родительское отношение к ребенку представляет собой культурно – исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru