Исследование самосознания подростков в историческом контексте

Материалы » Особенности самосознания юношей и девушек в подростковом возрасте » Исследование самосознания подростков в историческом контексте

Страница 3

Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды [28].

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр З. Фрейд, не создал систематической теории, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности. Его идеи были развиты многочисленными последователями [30].

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возраста особенно, был американский психолог Э. Эриксон. Развитие человека по Э. Эриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Э. Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи. Пятая фаза - юность - характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на другой, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Э. Эриксон подробно анализирует механизмы самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности. [30].

Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:

1. Самосознание временной протяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее.

2. Осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе.

3. Обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (выбор профессии, половой поляризации, идеологических установок) [33].

Отечественные психологи А. Галич, А. Потебня, И. Сеченов и др. рассматривали развитие самосознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я». Исходя из рефлекторной природы психики, И. Сеченов сформулировал свою концепцию самосознания. Он считал, что человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями, другие идут как бы изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенный темных чувствований. А. Галич, А. Потебня и И. Сеченов рассматривая субъект и объект в единстве, утверждают, что сознание возникло сразу в двух своих формах – в форме предметного сознания и самосознания [36].

Изучение подросткового возраста и его значение в становлении самосознания личности было заложено более 100 лет назад. Различные теории отечественных и зарубежных авторов позволяют увидеть многогранность подходов к исследованию самосознания. Некоторые из них мы рассмотрим в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Игра как средство социальной адаптации
В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра – это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной ...

Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности
Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленн ...

Модель Сэловея и Мэйера
Первая и наиболее известная в научной психологии модель ЭИ была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru