Подростковый возраст

Материалы » Периодизация развития по Д.Б. Эльконину » Подростковый возраст

Страница 1

Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка. В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающееперестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В процессе изучения

отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.

Таким образом, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами. Но, несмотря на это, мы можем выделить основные моменты, определяющие подростковый период развития, отметить его главные характеристики.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, самоизменение в подростковом возрасте возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, - развития когнитивной сферы, и лишь подкрепляется физическими изменениями. Однако, по нашему мнению, именно психофизиологические изменения провоцируют изменения когнитивной сферы на базовом уровне, хоть и рассматриваются Д.Б. Элькониным вторично.

Стабильно высокие показатели вариативности мальчиков и изменение коэффициента асцилляции у девочек (отчётливое возрастание коэффициента асцилляции к 14,5 годам и снижение к 15,5 годам). Было выявлено, что индивидуальные показатели вариативности мальчиков, значимо отличаясь друг от друга, в целом стабильны, показатели же девочек, обычно не отличающиеся друг от друга высоким показателем асцилляции, в 14,5 лет дают максимальные значения вариативности, возрастающие как в индивидуальных, так и в общих показателях. Такое скачкообразное проявление высокой вариативности у девочек выражается в период бурного пубертатного роста, характеризующегося нестабильностью интересов, эмоциональными всплесками, резкими перепадами настроения, моментом изменения, повышенной уязвимостью и возрастающим потенциалом личности девочек. Этот возрастной показатель у девочек (14,5 лет) совпадает с критическим переходом из подросткового периода в юношеский (согласно периодизации Д.Б. Эльконина).

Согласно концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения".

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблемы психологической готовности ребенка к школе
Основные симптомы кризиса семи лет . К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются ...

Возникновение группового тестирования
Следующий этап развития тестирования характеризуется изменением формы поведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии ХХ в., были индивидуальными и позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Использовать их м ...

Цели и способы управления вниманием в педагогическом процессе
Рассматривая педагогическое значение процессов внимания, Л.С. Выготский пришел к выводу о чрезвычайном значении такой формы проявления непроизвольного внимания, как детский интерес: “Детское внимание направляется и руководится почти всеце ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru