Подростковый возраст
В периодизации Д.Б. Эльконина так же, как и в теории Л.С. Выготского, подростковый возраст, как всякий психологический возраст, связан с появлением нового в развитии. Однако эти новообразования, по его мнению, возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" ребенка от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Кто я?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. В начале подросткового возраста в системе развивающего обучения (по Эльконину - Давыдову) учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся.
Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.
· Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:
o в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;
o в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;
o в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);
o во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").
· Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:
o проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;
o желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;
o наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.
Еще по теме:
Что мешает творчеству
Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества − страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображе ...
Классификация детских игр
Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буква ...
Эмоциональность как параметр темперамента
В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств. [15 ...



