Периодизация развития по Д.Б. Эльконину
К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины, движущие силы развития, традиционно относят периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Рассмотрим периодизацию развития Д.Б. Эльконина, как наиболее разработанную классификацию.
Д.Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок-вещь и ребенок - взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребенок - предмет” и “ребенок - взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок - предмет” и “ребенок - взрослый”.
Периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина
| 
   Возрастные периоды  | 
  
   Ведущая деятельность  | 
  
   Система отношений  | 
 
| 
   Младенческий (0-1 год)  | 
  
   Общение со взрослым  | 
  
   Человек - человек  | 
 
| 
   Раннее детство  | 
  
   Предметная деятельность  | 
  
   человек - предмет  | 
 
| 
   Дошкольный возраст  | 
  
   Игра  | 
  
   человек - человек  | 
 
| 
   Младший школьный возраст  | 
  
   Учебная деятельность  | 
  
   человек - предмет  | 
 
| 
   Подростковый возраст  | 
  
   Общение со сверстниками  | 
  
   человек - человек  | 
 
| 
   Юношеский возраст  | 
  
   Учебно-профессиональная деятельность  | 
  
   человек - предмет  | 
 
К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.
В чем теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития?
Во-первых, в данной периодизация показана взаимосвязь между интеллектуальным (познавательным) развитием и становлением личности человека как социального индивида. Во - вторых, эта гипотеза дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали. В - третьих, она открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего. В - четвертых, гипотеза направлена на такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития человека.
Рассмотрим периодизацию Д.Б. Эльконина, подробнее останавливаясь на каждом этапе развития, по порядку.
- Младенчество
 - Ранний возраст
 - Дошкольный возраст
 - Младший школьный возраст
 - Подростковый возраст
 - Юношеский возраст
 
Еще по теме:
Мотивация педагогической деятельности
	 
Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру, факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем боле ...
	
Психические состояния матерей, воспитывающие детей с отклонением в
развитии.
	 
F. Ferber провел клиническое исследование психического состояния матерей, имеющих детей с отклонениями. Было выделено две основные группы. 
Матери первой группы отличались подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. И ...
	
Понятие мотивации: основные теории
	 
Проблема мотивов и мотивации поведения - одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. Б.Ф.Ломов[29], в частности, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеобразования принадлежит ведущая р ...
	



