Исследование причин национальных конфликтов

Материалы » Исследование причин национальных конфликтов

Страница 3

Национальные стереотипы подразделяются на авто и гетеростереотипы. Автостереотипами являются суждения, мнения и оценки, относительно своей этнической общности и ее представителей и, как правило, содержат комплекс положительных оценок. При их формировании большую роль играют факты истории, широко известные представителям данной этнической группы. Гереростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Обычно они скудны по содержанию и выражают лишь мнения о наиболее отчетливо проявляющихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую ее характеристику.

Гереростереотипы могут быть положительными и отрицательными в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Нередко гереростереотипы отражают представления, бытующие в определенных группах населения.

Склонность оперировать жесткими стереотипами говорит о неумении представителя той или иной этнической общности самостоятельно сопоставлять факты творчески подходить к ситуации. Враждебность к национальным меньшинствам может быть связана с внутренним невротизмом человека, который проецирует свое внутреннее беспокойство вовне, на представителей других этнических общностей. Иногда в стереотипах отражаются взаимно противоречивые представления об одной и той же нации, поэтому национальные стереотипы более всего свидетельствуют о наличии чувства вражды или дружбы, чем являются объективным отражением характеристик того или иного народа.

Характерной особенностью национальных стереотипов является их изменчивость. Большинство социальных психологов считает, что на изменение национальных стереотипов влияют следующие факторы:

1. Условия и особенности социализации человека, так как процесс формирования системы стереотипных представлений отдельного индивида находится в прямой зависимости от изменяющихся общественных условий, политики, культуры, совершенствования и развития духовной жизни общества, а также от бытовых условий, семейного воспитания, круга сверстников, личного опыта, опыта общения и деятельности, направленности личности и т.д.

2. Уровень образования и интеллектуального развития, так как более образован человек и чем выше его интеллектуальное развитие, тем менее подвержен он воздействию национальных предрассудков,

3. Личный опыт контактов и взаимодействия со стереотипизируемым объектом.

Большое влияние на формирование и изменение стереотипов оказывают аффекты и эмоции. Стереотипы могут радикально меняться в ответ на драматические или крайне яркие события.

Кроме стереотипов существуют еще и социальные установкиличности, которые являются специфическим видом фиксированной установки и имеет следующие характерные признаки:

Ø является одной из главных характеристик личности,

Ø имеет оценочную и валентную природу,

Ø направлена на личностно и социально-значимые объекты (ценности),

Ø сформирована в процессе социализации и является осознанной,

Ø за ней стоит стереотип социального поведения, аккумулирующий в себе некий стандартизированный опыт - обобщенные традиционные суждения, мнения, ожидания, внушаемые индивиду той или иной общностью.

По мнению В.А. Ядова социальные установки зависят от предшествующего опыта и обобщенных психологических особенностей субъекта, обеспечивая регуляцию, саморегуляцию и прогнозирование социального поведения личности.

Американские психологи Л. Терстоун, Д. Райт, И. Шоу доказали, что социальные установки могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность, т.е. социальную установку можно рассматривать как устойчивую систему как положительных, так и отрицательных аффективных реакций, оценок, эмоций, а также благожелательных или враждебных поведенческих тенденций, которые отражают убеждения людей и приобретается на основе социального опыта.

Социальная установка имеет определенную структуру, включающую когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Это значит, что социальная установка является многомерной, вследствие чего, возможно, произвести измерение ее отдельных компонентов.

Когнитивный компонент

социальной установки представляет собой определенные знания - истинные или ложные - об окружающей действительности или других людях, полученные при восприятии информации о них. Эти знания могут быть туманными или четкими в зависимости от количества и качества получаемой информации и опыта людей, от их личной способности к селекции и обобщению информации (получаемой часто из конкретной социальной среды), от специфики их познавательных процессов. Когнитивный компонент может измеряться по шкале приемлемости.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Описание выбранных методик
В данном исследовании был использован Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как Тест Дивергентного Мышления и Опросник личностных творческих характеристик.САР был ...

Понятие гендерного дисплея
Гендер (от англ. «род») понимается как одна из важных граней социальных отношений и включает три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в обществе, а также так называемый «гендерный дисплей» – пр ...

Способы разрешения конфликтных ситуаций
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления [5, С. 77]. Стратегии поведения участников межличн ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru