Исследование причин национальных конфликтов
Аффективный компонент
представляет собой эмоциональное отношение ее носителя к другим людям на основе знаний о них. Эти отношения являются выражением субъективной (но социально обусловленной) оценки субъектом объекта как “положительного" так и “отрицательного”. Оценка аффективного компонента предполагает установление того, насколько приятен или не приятен данный объект человеку.
Поведенческий компонент
социальной установки представляет собой готовность людей действовать в отношении субъекта в соответствии со знаниями о нем, т.е. на основе имеющегося образа и эмоционального отношения к другим людям. Измерение поведенческого компонента означает установление благожелательных или враждебных поведенческих тенденций относительно объекта.
По мнению Л.М. Дробижевой национальная установка является готовностью представителя определенной нации к своеобразному действию и поведению в межличностных контактах. Национальные ориентации являются системой национальных установок, в соответствии с которыми люди специфически воспринимают сложившиеся обстоятельства и этнически своеобразно действуют при общении с представителями других национальных групп.
По мнению А.Х. Гаджиева национальная установка является частным случаем такого феномена, как психологический настрой. Таким образом, современные представления о национальной установке могут быть сведены к следующему:
Ø национальная установка должна пониматься как определенное состояние внутренней готовности (настроенности) личности и групп людей на специфические для каждой из них проявления чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера взаимодействия, общения и т.д., соответствующие сложившимся национальным традициям;
Ø основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной социальной общности;
Ø национальная установка формируется в процессе деятельности, однако в отличие от них инициируется не собственно потребностями человека и соответствующими условиями деятельности, а самим характером деятельности в условиях специфически социальных норм поведения.
По мнению М.В. Муратова формирование национального стереотипа является ответной реакцией на социальную действительность, а каждая реакция на какое то событие или явление окружающей действительности определяется не только и не сколько этим фактором, сколько тем, какое отношение он к себе вызывает: важен или не важен, интересен, привлекателен, или отталкивает.
Национальные установки, являясь составной частью национальной психики человека, формируют определенный ее настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию людей, способам и приемам их деятельности.
Из всего выше сказанного можно выявить пути решения межнациональных конфликтов:
Ø соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений;
Ø отказ от насилия и принуждения;
Ø признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
Ø готовность к мирному урегулированию спорных проблем;
Ø предоставление всем народам максимально широкого самоуправления - автономии (во всех ее видах);
Ø отказ национальных меньшинств от сепаратизма, т.е. от обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу самых сложных проблем;
Ø настойчивая борьба с труднопреодолимым пороком - бытовым национализмом и шовинизмом.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Освещаемые в средствах массовой информации события происходящие в мире, влияют на формировании социальной установки по отношению к различным национальностям у большинства представителей различных возрастных групп.
2. Наиболее негативное отношение в большинстве возрастных групп зарегистрировано к представителям чеченской, казахской и цыганской национальности.
3. С возрастом происходит увеличение как количества людей, имеющих негативное отношение к некоторым национальностям, так и число самих национальностей.
4. Отрицательное отношение к своей национальности, зарегистрированное у 18,6% учащихся свидетельствует о наличии в социуме сформированного негативного настроя к некоторым национальностям и их конкретным представителям.
5. Пик возникновения вопросов, связанных с национальностью приходится на дошкольный возраст, что налагает большую ответственность на родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений по формированию правильной интернациональной установки.
Еще по теме:
Опыт общения
Наиболее значимый опыт общения членов семьи друг с другом связан с определенными эмоциональными переживаниями. Чем более эмоциональны они в своем общении друг с другом, чем чаще в семье возникают конфликты, тем более высока вероятность ис ...
Комплекс требований к личности тренера по футболу
Профессия тренера как педагога предъявляет к нему следующие группы требований (по Л.С. Шафрановой, Ф.Д. Забугину):
1. к физическим качествам: хорошее, крепкое здоровье, особая выносливость нервно-психической сферы, достаточно звучный вын ...
Диагностика психолого-педагогических особенностей
личности «успешного» тренера по футболу
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что некоторые авторы и исследователи уже предпринимали попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: существует ли эффективный тип личности тренера? Как ...