Личностные качества необходимые для фельдшеров и необходимость их развития на этапе обучения профессии
Проведенные в институте нормальной физиологии им.П.К. Анохина АМН СССР эксперименты показали, что в стадии патологического эмоционального стресса и постоянной тревожности страдают функции мозга, возникают невротические реакции. В связи с этим, могут развиться аритмии, экстрасистолия, стенокардия, ишемия миокарда (вплоть до инфаркта), устойчивая артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, спастические изменения гладкой мускулатуры бронхов, пищеварительного тракта и др. Нередко возникают кожные поражения, нарушаются функции половых желез, развивается импотенция. Такие явления усугубляются в случаях, когда психо-эмоциональные перегрузки повторяются довольно часто. Поэтому еще на этапе обучения, целесообразно начинать психологическую коррекцию и работу по снижению уровня тревожности.
Один из методов профилактики тревожности у фельдшеров - это воспитание эмоциональной устойчивости еще на этапе процесса обучения. Перспективность его основывается на том, что эмоции так же хорошо поддаются тренировке и воспитанию, как и наши мускулы. Следовательно, будущий фельдшер должен закаливать свою волю в отношении конфликтных, стрессовых ситуаций, вырабатывать к ним своего рода защитную реакцию, т.е. уметь владеть собой. Но это дается не всем и не всегда. В иной конфликтной ситуации человеку бывает трудно оставаться спокойным, сдержать эмоции, проявить волю. В этом случае можно рекомендовать метод, предложенный английским психиатром М. Корричером. Автор считает, что в случае психической усталости, нервного потрясения и угнетенного состояния человек должен расслабиться и вслух поговорить. с самим собой. По его мнению, это отличное психотерапевтическое средство, лучшее лекарство от всякого рода стрессов.
Владеть своими эмоциями человеку помогает также аутогенная тренировка, или аутотренинг.
Имеются варианты психологической разрядки менее демонстративные и в то же время весьма полезные, ощутимо снимающие стрессовое напряжение. Советуют, например, глубоко и медленно дышать, сосредоточив на этом все внимание, или посмотреть на себя в зеркало. Хорошо снимают психологическую усталость и целенаправленная физическая работа, участие в спортивной игре, темпераментное переживание болельщика на стадионе за "свою" команду и др.
Также необходимым качеством фельдшера должно быть доверие к людям, которое необходимо воспитывать у студентов. О благоприятной роли доверия в медицине писали В.А. Ташлыков (1984), И. Харди (1988). Доверие может формироваться в процессе общения, а может возникать еще до начала общения, что расценивается как положительная установка. Это качество необходимо воспитывать у медиков еще во время обучения, т.к. установка на доверие при общении медицинского работника и пациента способствует лечебному процессу. Об этом писал К.И. Платонов: "… больной должен чувствовать внимание врача к своему состоянию, что необходимо для полной откровенности больного с врачом" [17, с.283]. Но чтобы "понять другого человека, необходимо испытывать интерес к его личности, а интерес всегда эмоционально окрашен". [18, с 25]. Именно поэтому в нашем исследовании проведем исследование эмоционального блока личностных особенностей.
Еще по теме:
Психологические особенности групповой деятельности
С точки зрения психологии коллектив есть группа людей, объединяющих свои усилия для выполнения общественно полезной деятельности. Различают несколько этапов становления коллектива из группы людей:
- диффузную группу, в которой отношения ...
Анализ
психолого-педагогической литературы
Социальная безопасность личности (любой, независимо от возраста) и социальной группы - это состояние защищенности личности, социальной группы от угроз нарушения ее жизненно важных интересов в области социальных прав и свобод: права на жиз ...
Азбука языка тела
Кинесика как наука родилась во второй половине XX века, поэтому ученых, занимающихся этими проблемами, не слишком много.
Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются в ...