Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков
Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности и т.д.
На сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни, каждая из которых ориентирована на особые воздействия, на понимание роли и места здоровья в переживаниях человека. Остановимся кратко на этих моделях, существенно влияющих на формирование здорового образа жизни у человека.
Первая модель – медицинская. Она построена на информировании людей. Часто ее еще называют когнитивной, иногда моделью ЗОП – знания, отношения, поведения. Она предполагает в качестве исходного принципа, что если человек знает о качествах поведения, отрицательно влияющих на здоровье, то он начинает воздерживаться от такого поведения, и противоположное утверждение, если он знает о чем-то полезном для здоровья, то знание об этом автоматически приведет к соответствующему поведению. На практике такой взгляд не работает, так как он слишком упрощен.
Другая модель обучения здоровому образу жизни – образовательная. Суть этой модели состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении его здоровья. В основу ее легли представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности (аксиологическая компонента). Обычно их описывают таким образом:
1. Всесторонний анализ возможного альтернативного поведения;
2. Выделение всех целей, которые могут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором;
3. Тщательный анализ всех последствий, которые связаны с выполнением каждого действия;
4. Поиск информации, важной для оценки возможных альтернатив;
5. Оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;
6. Повторная оценка последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматривались как неподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения;
7. Составление детального плана для осуществления поведения, учет возможного его применения в случае появления нежелательных последствий.
Третья модель формирования здорового образа жизни – это радикально-политическая модель. Она основана на том, что часто нужно изменить внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному принятию решения о здоровье. К таким обстоятельствам могут относиться законодательные акты, субсидии, которые могут создать среду обитания, способствующую здоровому образу жизни.
Следующая модель обучения здоровому образу жизни - это модель самоусиления. Ее суть в том, что если обьединить достоверную медицинскую информацию,представляемую профилактической медицинской моделью, требуемые для принятия решения навыки, вырабатываемые образавательной моделью, и дающее психологическую поддержку окружение, поддерживающее здоровый образ жизни, обеспеченный радикально- политической моделью, то возникает модель самоусиления.
Развитие во всем мире школ, способствующих пропаганде здорового образа жизни, в настоящее время способствует созданию таких условий. Однако, правительства многих стран, в том числе и нашей, делают далеко не все для того, что можно было говорить о создании такой среды, которая поддерживала бы у человека установку на здоровый образ жизни. К примеру, прдолжается реклама табачных изделий, алкоголя. Это отрицательно сказывается на принятии решений об осуществлении здорового образа жизни.
Еще по теме:
Динамика формирования привязанности
Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни:
1) период до 3 мес., когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми;
2) ...
Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности
Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленн ...
Особенности сенсорно-перцептивной
сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия
обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии ...