Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков

Материалы » Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы » Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков

Страница 2

Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком (2).

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи (9).

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению понятия здоровья, можно его трактовать как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. «Способ взаимодействия человека с внешней средой определяется самим человеком и составляет его образ жизни». (29)

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни (21; 30). Д. У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины” ( 23, с. 40). По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения (6)

“Здоровый образ жизни - это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека” (21, с. 35). Ю. П. Лисицыным и И. В. Полуниной выделяются также ряд критериев критерии здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды (28). Б. Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма (31).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Понятие "мотивационной установки"
Понятие установки первоначально было введено в психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора – готовности действовать некоторым образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуац ...

Подростковый возраст
Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психи ...

Эмпирическая психология и ее основные направления
Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704). Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru