Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь.
21 век характеризуется ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов (7; 9; 21; 24; 27 и др.). Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и устранение болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным всемирной организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья. (11)
На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни.
Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся, решить следующие валеологические задачи:
1. Обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса. Валеологическая среда - это такая обстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и ученику и учителю приносит здоровье и радость, а не болезни.
2. Привести все элементы учебного и вне учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей.
3. Содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.
4. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
5. Помочь ребенку осознать заботу о нем Мира взрослых, тем самым дать ему ощущение ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения.
6. Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала.
Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, установка на здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на здоровый образ жизни.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни у подростков.
Объект исследования – процесс воспитательной работы классного руководителя.
Предмет исследования – формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной работы классного руководителя.
Гипотеза исследования: процесс формирования установки на здоровый образ жизни у подростков будет более эффективным, если соблюдать следующие педагогические условия:
1. Информирование подростка о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);
2. Актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни (организация моделирования студентом здорового образа жизни);
3. Обогащение опыта здорового образа жизни учащегося (включение в здоровье созидающую деятельность).
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков.
2. Определить возможности внеклассной воспитательной работы в формировании установки на здоровый образ жизни у подростков.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы.
4. Измерить уровень установки на ЗОЖ у учащихся 7 класса МОУ СОШ №4.
5. Выявить уровень воспитательной работы, направленный на формирование у школьников установки на ЗОЖ, существующий в школе.
6. Теоретически разработать программу формирования у подростков установки на ЗОЖ во внеклассной воспитательной работе?
- Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков
- Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков
- Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
Еще по теме:
Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у
подростков
Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне учебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. (28)
Внеклассная воспитательная работа пред ...
Личность учителя как инструмент педагогической деятельности
Профессия учителя относится к числу так называемых помогающих профессий. Учитель строит особые отношения с учеником – помогающие. Вот что пишет о помогающих отношениях К.Роджерс: “Это отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон ...
Генезис изучения проблемы жизненного сценария
Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Штайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей трансактного анализа (ТА).
Берн в своих ран ...