Понятие субкультуры. Субкультура как закономерное социальное явление
Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием ключевых понятий и терминов.
Культура - это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений.
В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос - что же такое субкультура? Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура - современное порождение городского уклада жизни.
Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.
Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, Она всегда отличается некоторой локальностью и замкнутостью, в той или иной степени лояльно к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенная самостоятельность и даже автономность. Следует различать понятие субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами. Sub - по латыни "под", другими словами по смыслу содержит оттенок подчинения, а Contra - "против".
Поэтому понятие контркультуры выражает момент явственного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов духовного противостояния. Борьба с проявлениями язычества в период раннего христианства свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры и, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.
Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.
Итак, субкультура и контркультура - явления родственные, но не тождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать как в качестве первой, так и второй. Но субкультура - более широкое понятие.
В этом смысле в один ряд с вышеозначенными понятиями можно поставить и понятие "андеграунд". Андеграунд (или андеграундная культура) в буквальном переводе с английского означает "подполье", "подземка", и трактуется как культурный процесс и продукты культуры, находящиеся вне официальной культуры, а подчас и оппозиционные ей.
Однако есть все же одно качественное различие. В зависимости от государственного строя и политической идеологии общества как субкультура, так и контркультура может быть неодобряемой официальной властью, однако не запрещенной формально. Андеграунд же ближе в этом смысле к диссидентству. "Шагнуть вниз", "спрятаться", действовать скрыто человека и группу людей заставляет здесь не просто желание обособиться от "основной массы", а подчас и политический запрет, наложенный на неформальную деятельность непосредственно государственным аппаратом.
Еще по теме:
Личность учителя как инструмент педагогической деятельности
Профессия учителя относится к числу так называемых помогающих профессий. Учитель строит особые отношения с учеником – помогающие. Вот что пишет о помогающих отношениях К.Роджерс: “Это отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон ...
Категория взаимодействия как теоретико- методологическая
основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
При изучении взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов возникает ряд трудностей, решение которых определяет логику эмпирических исследований. На наш взгляд, наиболее важным является вопрос конъюнктивности двух психичес ...
Описание выбранных методик
В данном исследовании был использован Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как Тест Дивергентного Мышления
и Опросник личностных творческих характеристик.САР был ...