Анализ психолого-педагогической литературы
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, умение адекватного поведения в различных ситуациях[1].
Из этого положения следует необходимость второго условия - решение детьми проблемных задач и ситуаций. Данная деятельность позволяет уделять больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению опыта. Обучение основам безопасности не должно сводиться к простому инструктажу.
Активная познавательная деятельность детей, самостоятельный поиск решения проблемной задачи создаёт условия для формирования мотивов самосохранительного поведения и обеспечивает использование полученных знаний и умений на практике. Овладение навыками безопасного поведения в полной мере происходит в процессе решения детьми ситуационных задач, анализа, разбора и инсценировки конкретных ситуаций. На занятиях, посвященных вопросам социальной безопасности ребёнка, важно изучать правила поведения на улице, в подъезде, в случаях общения с незнакомыми людьми, телефонную безопасность и др.
Для приобретения навыков и умений используются разнообразные практические методы, позволяющие включить в процесс усвоения знаний различные виды деятельности детей: упражнения, тренировки, игровые ситуации. В результате подобной работы у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном окружении с присущими ему опасностями, накапливается жизненный опыт[2].
Поведение людей в опасной ситуации различно. У одних ощущение угрозы вызывает чувство обречённости, делает человека беспомощным и неспособным к активным защитным действиям. У других, наоборот, угрожающая обстановка способна вызвать общий подъём сил, мобилизацию активности для изменения опасной ситуации. Исследователи отмечают, что у подготовленного к опасной ситуации человека преодоление чувства растерянности происходит значительно быстрее, у человека неподготовленного сохраняющаяся растерянность определяет длительное бездействие (Ю.А. Александров, Л.И. Спивак, Б.П. Щукин и др.)
Поведение человека в опасной ситуации зависит от того, выделяет ли он источники опасности в окружающей среде, может ли правильно оценить опасную ситуацию и избежать или при необходимости выйти из неё. Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Из этого следует необходимость реализации третьего условия - развития у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации криминогенного риска.
Отсюда вывод: обеспечение детской безопасности - это приоритетная задача школы, семьи и общества. От правильно организованной работы зависит развитие у ребёнка самостоятельности и ответственности, обучение самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
Еще по теме:
Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые ...
Мотивационные свойства личности
Ранее уже отмечалось, что мотивами для деятельности личности выступают органические, материальные, социальные и духовные потребности. В современном мире активная деятельность человека протекает в социуме, где он в основном и находит им уд ...
Палитра эмоций в юношеском возрасте
Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре.
«Юношеская горячность», «юн ...



